Немало адресованных начинающим авторам слов посвящено тому, что персонажи и сцены, эмоции и антураж должны быть объёмными, что не нужно описания укорачивать в бесцветные шаблоны или полагать, что читатель смотрел то же кино, что и вы, и потому самостоятельно представляет себе образ крутого суперагента или китайского продавца опиума.
Следовать этому совету, конечно, хорошо, но бездумное шпигование сцены описаниями так же неуместно, как попытка продемонстрировать фото новой подруги на телефоне во время катания на карусели. Вы испортите впечатления и от того и от другого.
Сценки экшена от чрезмерных описаний страдают больше всего - прежде всего за счёт убийства динамики. Это как в жизни - пока вы бежите от мужика с бензопилой, то не замечаете, как восхитительно прекрасны отсветы заката на низких облаках середины октября и как суров взгляд светло-зелёных в крапинку глаз этого самого мужика.
Для исследований и расчленения возьмём снова отрывок произведения и помеченного автором, как экшен: «Вдруг Ольгерту Вирту стало как-то тревожно на душе. Он почувствовал, что за ним нечто наблюдает. Но откуда велась слежка - было неизвестным. Мужчина осмотрелся и смог заметить, что парк окружает высокий кованый забор с острыми штырями на его верху. Ворота перед фасадной стороной здания, где он находился, почему-то отсутствовали. Неужели глупый архитектор ошибся в своих расчетах и сделал их с задней стороны? Возможно, парадные двери вместе с окнами тоже находились на другой стороне сооружения…
Небольшая территория дворика при замке освещалась лунным светом относительно хорошо. Но почему же тогда ему не было видно, что находится за этим забором? Почему Ольгерту Вирту казалось, что сразу за железными прутьями ограждения сплошной мрак? Кованый забор, а уже через сантиметр - тьма, густая и липкая, как смесь горячей смолы. Живая, движущаяся, способная в любой момент схватить, если подойдешь к ней слишком близко. Да, попадись кто-то в ее объятия, оттуда бы уже не выбрался. Потому что она мгновенно поглотила бы его и сожрала, растворив в своем горячем черном нутре».
Не знаю, побежала ли скорее кровь по вашим жилам, мне показалось скучновато, словно персонаж уже увяз в той самой смоле, на которую медитирует.
Попробуем применить первый приём правки неудачных экшен-сцен: убираем лишние описания - просто отрезаем чисто описательные предложения.
«Вдруг Ольгерту Вирту стало как-то тревожно на душе. Он почувствовал, что за ним нечто наблюдает. Но откуда велась слежка - было неизвестным. Мужчина осмотрелся и смог заметить, что парк окружает высокий кованый забор с острыми штырями на его верху. Ворота перед фасадной стороной здания, где он находился, почему-то отсутствовали.
Дворик замка освещался лунным светом относительно хорошо. Но почему же тогда ему не было видно, что находится за этим забором? Почему Ольгерту Вирту казалось, что сразу за железными прутьями ограждения сплошной мрак? Кованый забор - а уже через сантиметр - тьма, густая и липкая, как горячая смола - она мгновенно поглотила бы его и сожрала, растворив в черном нутре».
Совершенно естественно, что рассуждения об умственных способностях архитектора забора в этом эпизоде были неуместны, равно как и затянутые описания тьмы.
Но это ещё не всё.
Делаем шаг второй: подбираем более точно прилагательные и отсекаем лишнее уже внутри самих предложений. Таким образом можно усилить активное воздействие предложений на читателя, применив более точные и динамичные глаголы - для героя экшена лучше использовать действительный залог.
В нашем случае эта операция ещё и даст возможность выправить времена глаголов, а так же заменить глаголом тормозящее в плане воздействия на читателя деепричастие.
«Ольгерт Вирт встревожился. Он чувствовал, что за ним наблюдают. Откуда велась слежка - оставалось неизвестным. Парк окружал высокий кованый забор с острыми штырями наверху. Ворота отсутствовали.
Лунный свет хорошо освещал дворик замка, но Ольгерт Вирт сознавал, что за железными прутьями ограждения - сплошной мрак. Кованый забор - а уже через сантиметр - тьма - густая и липкая, как горячая смола - она мгновенно поглотит его и сожрёт, растворит в черном нутре».
Довольно часто, особенно если экшен включает в себя битву, приходится рубить предложения на короткие, как взмахи оружием, как выстрелы.
В любом случае для выражения смены угла зрения, для «вдоха» персонажа хорошо рубить и сами абзацы. В тот момент, когда ваша воображаемая камера переключается или меняется что-то в состоянии героя - делайте абзац.
«Ольгерт Вирт встревожился.
Он чувствовал, что за ним наблюдают. Откуда велась слежка - оставалось неизвестным.
Парк окружал высокий кованый забор с острыми штырями наверху. Ворота отсутствовали.
Лунный свет хорошо освещал дворик замка, но Ольгерт Вирт сознавал, что за железными прутьями ограждения - сплошной мрак. Кованый забор - а уже через сантиметр - тьма - густая и липкая, как горячая смола - она мгновенно поглотит его и сожрёт, растворит в черном нутре».
То есть внутри абзаца действие непрерывно, но подобно тому, как мир в состоянии возбуждения видится кадрами, эпизодами, так и ваша сценка имитирует описываемое возбуждение своей структурой.
Естественно, с перестановками и изменениями можно переборщить - как в любом деле, но любая важная сцена должна вычитываться на предмет чёткости обязательно. Если вы пишете экшен, то плавной описательностью пожертвовать придётся, как ни жалко будет умалчивать о красоте серебряных рун на тёмном и изящном серпоподобном клинке человека-устрицы.
Менять и совершенствовать подобные тексты можно бесконечно, а над главной экшен-сценой стоит хорошенько поработать, чтобы она звучала именно так, как нужно: не вязла и не тормозила, а слова были так же прекрасны и смертоносны, как то, что они описывают.
Слово - ваше оружие.