Остров Пасхи - пуп Земли, часть 3

Jan 17, 2017 10:36

Продолжение, начало ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Hare paenga

Имеются на острове Пасхи вот такие необычные дома овальной формы. Вернее их останки.







Харе Paenga -это длинные, узкие дома, напоминающие перевернутую лодку, с одним узким дверным проемом в середине одной стороны. Фундаментные блоки этих эллиптических домов были сделаны из базальта. Для того, чтобы придать узким сторонам эллипса правильную форму , блоки должны были быть вырублены с правильной кривизной. Эти блоки относятся к более раннему -высокотехнологичному периоду истории острова Пасхи, так же, как крупные истуканы моаи и платформы, выложенные из крупных блоков и полигональной кладки (о чем рассказывалось во 2й части). И вполне возможно, что переселенцы просто использовали их под жилье, а первоначально они имели совсем другое назначение.
Блоки имеют длину от 0,5 до 2,5 м, ширину 20-30см и высоту не менее 50 см; самые большие весят до 10 тонн. В верхней части эти блоки имеют просверленные отверстия, в которые островитяне вставляли тонкие ветви для поддержки арочной камышовой крыши.

Овальные дома почти всегда находили возле платформ, очень часто они образовывали своеобразный полукруг на территории, удаленной от побережья.



Фундамент жилого дома острова Пасхи

Были найдены буквально сотни останков этих фундаментов на острове в 1800-х годах, но большинство из них были уничтожены миссионерами, которые делали из них заборы.



так могли выглядеть эти жилища



Эти дома были описаны голландцами в 1722 году, как «построенные из материала, напоминающего солому. Выглядели эти дома как ульи или как если бы гренландские шлюпки были перевернуты вверх дном». Концепция постройки домов, похожих на лодки, широко распространена в Полинезии, а также распространилась через Тихий океан в юго-восточную Азию. Этот факт свидетельствует о главенствующем положении лодок в наследии островитян, и стоит заметить, что почти все входы в дома повернуты к морю.





Большинство домов имеют единственный вход-тоннель, достигающий 1 м в высоту; лишь один человек может проползти туда. Большинство овальных домов не имели каменного фундамента; их столбы были вкопаны прямо в землю, хотя и имели каменный тротуар напротив дома. Эти дома достигали 12 - 14 м в длину и 2 м в ширину, хотя Лаперуз отмечал в 1786 году, что один из них был длиной около 100 м и мог вместить, как минимум, двести человек.

Во внутренней зоне острова, далеко от моря, были найдены дома прямоугольной формы , 4 - 5 м в длину, 2 - 2,5 м в ширину, а круглые были 1,8 - 3,75 м диаметром.

Среди ущелий у подножия горы Теравака были найдены основания почти четырехсот домов квадратной и прямоугольной формы, которые относились к раннему времени (примерно 800 - 1300 годы, согласно результатам анализа обсидиана). Они напоминали строения на Маркизских островах. Эти основания были густо покрыты остатками растений, поблизости имелись неотделанные платформы, мостовые и статуи из красного камня. При раскопках внутри были обнаружены деревообрабатывающие инструменты, возможно, там было жилье - сезонное или краткосрочное - для тех, кто занимался обработкой деревьев, росших на горе. «Теравака» буквально означает «отправляться на каноэ».
Недавно было обнаружено еще около восьмидесяти оснований домов прямоугольной формы. Они были найдены в Вай Атаре, на противоположной стороне кратера Рано Кау, в культовой деревне Оронго. Именно на этой территории добывались плиты для фундаментов, поэтому, вероятно, это скопление домов было предназначено для рабочих карьера.
В 1886 году Томсон сообщил, что видел деревню из овальных домов, которая простиралась на милю вдоль западного побережья; входы в эти дома были повернуты к морю, в каждом была маленькая пещера или ниша позади дома. Как и культовые дома в Оронго, они имели ступенчатые выступы, с замковым камнем наверху; но несмотря на то, что дома в Оронго были достаточно поздними, они показались Томсону самыми старыми на острове, особенно потому, что его проводники не знали ничего ни об этом месте, ни даже о названии. К сожалению, сегодня от этой деревни не осталось и следа…
Источник: Н. Непомнящий «Остров Пасхи»



Некоторые исследователи сомневаются в том, что эти блоки использовались для сооружения жилья:
Блоки фундамента должны относиться к раннему периоду истории острова, так как они часто были повторно использованы в стенах более поздних платформ (их можно увидеть уложенными на Ahu Тепеу,).



Мы не знаем, для чего они использовались первоначально, мы знаем только, что они были повторно использованы в стенах позднего периода.
Но были ли блоки Paenga первоначально предназначался для фундаментов соломенными домов?

Как сказал Джон Макмиллан Браун:
Каркасные прутья этих домов выглядит нелепо рядом с циклопическим каменным фундаментом, в небольшие отверстия которого они вставлены.
Камни, состоящие из твердейшего базальта, обтесанные до совершенства, должны были, очевидно, по замыслу их оригинальных архитекторов нести основу великих структур.
Он также говорит:
"Трудно понять, как они сверлили отверстия дюймовой глубины для деревянных стоек в несокрушимом базальте фундаментных блоков.

Во время раскопок, производимых Туром Хейердалом на смотрящей в строну острова стороне Аху Нау Нау был обнаружен огромный, каменный лодко-образный корпус. Хотя археологи предполагают, что все такие структуры являются основой лодко-образных домов, некоторые традиционно относятся к ним как к «лодкам костей» и связывают их с богом-строителем по имени Нуку Keху, который прибыл на остров Пасхи вместе с Хоту Матуа.

Есть также семь лодко-образных платформ, известных как аху poepoe, которые использовались в качестве гробниц. Лучший пример, лодка длиной 21 м и высотой 4 м, с носом, приподнятым на метр над кормой, лежит к западу от Anakena вблизи океана, «как если бы она была готова нести ее умерших пассажиров к какому-то далекому берегу» - комментирует отец Sabastian Englert.







Грэм Хэнкок говорит, что аху poepoe и фундаменты «дома-лодки» напоминают «лодки-могилы », и ассоциируются с пирамидами и гробницами древнего Египта - которые могут быть каменные или кирпичные точные копии лодок или полноразмерных парусных судов. Древние египетские погребальные и реинкарнационные тексты описывают души умерших царей, проходящих между небом и землей в таких лодках.
Легенда острова Пасхи о боге-короле Hotu Матуа говорит:
«Он сошел с небес на землю ... Он пришел на корабле ... "
Другие примечательные примеры изысканного мастерства являются деревянные статуэтки, которые, по словам Тура Хейердала: «Были так превосходно сформированы и выверены, обладали такими утонченными линиями, изящными кривыми и так хорошо отполированы, что наши инженеры отказывались верить, что такая работа была невозможна без современного токарного станка ».





Он также упоминает примеры изысканно вылепленных базальтовых рыболовных крючков, которые первые европейские исследователи никогда не видели, чтобы их использовали и с которыми местные жители отказались расстаться. Они не были найдены на других островах Полинезии.



Источник: Easter Island -Land of Mystery

РАСКОПКИ

На острове всего обнаружено 887 статуй, из них 397 по-прежнему находятся в карьерах, 288 находятся на платформах или возле них (упавшие), 92 статуи находятся в разных позициях между карьерами и берегом.
Из 887 моаи 834 изготовлены из прессованного вулканического пепла также известного как туф, 13 сделаны из базальта, 17 выполнены из красного вулканического шлака и 22 изготовлены из трахита. 9и метровые статуи весят 80т, 6и метровые - 20т, 4х метровые - 14т. Самая большая статуя (не до конца вырезанная, находящаяся в карьере) имеет длину 21.60 м и весит по одним данным 270 тонн, по другим 145-165 тонн. Самая высокая из статуй, стоящих на платформе (аху Те Пито Кура) имеет высоту 9,8 м и весит около 82 тонн.
Источник: Stone Giants

Первые раскопки на острове Пасхи проводились в 1914 году экспедицией Мана, затем в 1935 году франко-бельгийской экспедицией, и в 1955-56 годах норвежской археологической экспедицией под руководством Тура Хейердала.



Раскопки на склоне вулкана Рано-Рараку экспедицией Хейердала

Благодаря этим раскопкам было обнаружено, что истуканы, находящиеся вблизи камнеломки, вкопаны в землю больше, чем наполовину. Все таких закопанных статуй -150. Их высота около 10 метров и вес около 80 тонн . Кроме того, обнаружили, что статуи покрыты древней письменности - петроглифами, которые хорошо сохранились благодаря тому, что все это время находились в земле. Они до сих пор не расшифрованы и не прочитаны.



Все экспедиции почему-то производили раскопки одних и тех же двух статуй, расположенных рядом.





Вырытые из грунта во время раскопок базальтовые камни -предположительно инструменты, которыми высекали статуи из карьера, называемые токи.



Токи с остатками расплавленного металла






После раскопок статуи обратно закопали.
В результате раскопок, произведенных в 2010-2014 годах, были найдены уголь, 78 токи, один из них был со следами вплавленного металла на его поверхности, несколько предметов, похожих на резательные и перфорационные инструменты, сделанных из базальта и обсидиана, крысиные кости. И много разного мусора, оставшегося от предыдущих раскопок этих статуй в 1919, 1935 и 1955 годах.
Части человеческого скелета были найдены во время первых раскопок в 1919 году.
Источник : Easter Island Statue Project

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СТАТУЙ

В течение долгого времени исследователи были озадачены тем, как такие тяжелые статуи были перемещены из карьера, где они были вытесаны, к береговой линии.
Существует две основных версии, как это могло быть сделано:

1 статуи катили на деревянных катках.
Факты против этой версии, выдвигаемые специалистами:
Древесина пальм была слишком мягкой, чтобы выдержать перемещение многотонных статуй, она бы очень быстро рассыпалась в труху. А также против этой версии факт отсутствия подходящих дорог. Имеющиеся на острове старые дроги имеет углубление посередине, т.е. они выглядят как вогнутое корыто. Этот способ требует более ровные поверхности дорог.

2 статуи передвигали с помощью направленных в разные стороны канатов.
Первым проверил этот способ норвежский исследователь Тут Хейердал в 1886 году с 9и тонной статуей. Сначала они пытались тащить статую в одну сторону, но это не дало результата. Тогда они обвязали канатами голову, чтобы можно было наклонять ее из стороны в сторону, и статуя стала перемещаться.
Второй эксперимент в подтверждение этой теории был проведен американскими археологами Терри Ханта и Карла Lipo. 5и-тонная копия статуи, выполненная из бетона, была перемещена группой из 30 человек. Эксперимент нельзя назвать чистым, во-первых, из-за малого веса статуи, а во-вторых, потому что перемешали они ее по широкой ровной дороге.



Скляров считает такой способ передвижения сомнительным еще и потому, что в случае крепления канатов вокруг голов статуй, они непременно оставили бы следы. Ведь статуи (те, что стоят на побережье на платформах), выполнены из рыхлого туфа. Кроме того в данном случае было бы повреждено основание статуй, что так же не имеет место быть. Основание статуй ровное, ведь они стоят на платформах без всякого дополнительно крепления, просто за счет тяжести собственного веса. И их "руки", вырезаны в виде барельефа в самом низу статуй. Что также не предполагает возможные сколы при транспортировке.





В общем, не смотря на многочисленные эксперименты по большому счету ученые и археологи не знают, как эти статуи могли быть перемешены. И все еще актуальной остается версия самих островитян, что статуи шли сами.
Жители Рапануи верят, что в скульптурах моаи заключена духовная сила острова - мана, помогающая добиться успеха в любви, победы на войне и выздоровления после болезни; концентрация маны способствует установлению хорошей погоды и сбору богатого урожая.
Кроме того, эта сверхъестественная сила в древние времена оживляла статуи моаи, поэтому они приходили к месту установки сами - об этом рапануйцы с уверенностью заявляют и в наши дни.

Продолжение

остров Пасхи, Древности, археология, технологии древних

Previous post Next post
Up