СЕДМИЦА 8-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ,
ВТОРНИК
1 Коринфянам, 144 зачало, X.5-12
Братие, не во множайших их благоволи Бог,
поражени бо быша в пустыни. 6
Сия же
образи нам быша,
яко
не быти нам похотником злых, якоже и они похотеша. 7
Ни идолослужителе бывайте, якоже нецыи от них,
якоже есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа играти. 8
Ниже соблудим, якоже нецыи от них соблудиша,
и падоша во един день двадесять три тысящы. 9
Ни да искушаим Христа, якоже нецыи от них искусиша и от змий погибоша. 10
Ни ропщите,
якоже нецыи от них ропташа и погибоша от всегубителя. 11
Сия же вся
образи прилучахуся онем:
писана же быша в научение наше, в нихже концы век достигоша. 12
Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет.
--------------------------------
Перевод на русский язык:
СЕДМИЦА 8-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВТОРНИК
1 Коринфянам, 144 зачало, X.5-12
Братия, не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. 6
А это были образы для нас,
чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 7
Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть» (Исх. 32,6). 8
Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи (Числ. 25,1,9). 9
Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (Числ. 21,6). 10
Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (Числ. 14,37). 11
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 12
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
*******************************************
1Кор.10:5. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
Хотя Бог явил им много знаков в любви и удостоил их весьма многих благ, однако в большинстве их он не нашел угодного Себе, «не благоволил» . Ибо отвергнуты были не все, но многие. Словом « не о многих» выражает ту мысль, что множественность их нисколько не послужила им на пользу, когда они со своей стороны не явили дел любви к своему Благодетелю. Словом «поражены были» указывает на внезапную погибель их и на казни, ниспосланные от Бога.
1Кор.10:6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
Как благодеяния, так и наказания иудеев были образами. Показывает, что грешники из христиан не только будут наказаны, но гораздо больше, чем иудеи, поскольку благодеяния сих были образами, а блага тех истина, и как в дарованиях преимущество на стороне христиан, так и в наказаниях. В словах «похотливы на злое» говорит вообще о всяком зле, ибо всякое зло от похоти (Иак.1:14.15); потом выставляет и некоторые виды зла. К чему же они были похотливы? они требовали чесноку, мяса, особых богов, как и сам апостол далее указывает на их идолослужение.
1Кор.10:7. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
Сначала касается тех, которые ели в капищах, и показывает, что как израильтяне от чревоугодия ниспали в идолослужение (ибо, составив хоры около тельца, они играли пред ним), так и вам, по чревоугодию вкушающим идоложертвенное, угрожает опасность сделаться идолослужителями. Где же, посему, твое мнимое совершенство, когда ты близок к идолослужению?
1Кор.10:8. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
Опять упомянул о блуде, чтобы чрез постоянное обличение сделать слово свое более действенным. Этот грех также рождается от чревоугодия. Когда же погибло двадцать три тысячи? Когда по совету Валаама жены мадиамские явились при ополчении, завлекли к себе юношей, и чрез блуд склонили их к принесению жертвы Ваал-Фегору, и погиб народ, находившийся в ополчении (Числ.25:1-9).
1Кор.10:9. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
Намекает на то, что коринфяне, требуя знамений, искушают Христа.
1Кор.10:10. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
То есть от некой поражающей силы (Числ.14:37). Этим намекает им на то, что они среди испытания не имели великодушия, но роптали и говорили: когда же придет счастье? когда же минуют бедствия?
1Кор.10:11. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
Устрашает их и в том случае, когда говорит, что это описано в наставление нам, что и мы должны ожидать наказаний, и тем ужаснейших, чем больших дарований мы удостоились, и - в том, когда представляет им кончину века, и объявляет, что вас обнимут муки не временные, но бесконечные после кончины. Ибо суд этот уже у дверей, потому что оканчиваются веки мира сего.
1Кор.10:12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Опять намекает на тех, которые много надмевались своим знанием. Хотя ты и думаешь, что стоишь, однако берегись, чтобы не упасть. Ибо сама твоя уверенность, что ты стоишь, показывает, что ты не стоишь. Тебе думается так, а на самом деле ты не стоишь. Но если и стоишь, то при гордости легко можешь упасть.
1Кор.10:13. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
Словами «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» устрашил их. Между тем были такие, которые перенесли уже много искушений. Чтобы такие не сказали: «зачем устрашаешь нас? мы претерпели много искушений и не погрешили», говорит: вас постигло искушение только малое и умеренное, ибо малое повсюду называется человеческим. Потом опять утешает, убеждая их взирать на Бога, Который верен, то есть истинен и не солжет. Ибо Он обещал: «приидите..., труждающиеся..., и Я успокою вас» (Мф.11:28). Итак, Он не попустит вам быть искушаемыми сверх ваших сил, но устроит так, что вас постигнет искушение, соразмерное с вашей силой. Даже и всякое искушение будет сверх вашей силы, если Он не поможет, и не сотворит облегчение искушения, «при искушении» , то есть облегчение скорое и одновременное с приходом к вам искушения, так что при скором облегчении оно сделается для вас сносным. Ибо сказал: «даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» , то есть искушение вам покажется легким и посильным.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/10"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
СЕДМИЦА 8-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ,
ВТОРНИК
От Матфея, 66 зачало,
XVI.6-12
Рече Господь Своим учеником:
внемлите и блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска.
7
Они же помышляху в себе, глаголюще: яко хлебы не взяхом. 8
Разумев же Иисус рече им:
что мыслите в себе, маловери, яко хлебы не взясте? 9
не у ли разумеете,
ниже помните пять хлебы пятим тысящам, и колико кош взясте? 10
ни ли седмь хлебы четырем тысящам, и колико кошниц взясте? 11
како не разумеете,
яко не о хлебех рех вам внимати, (но) от кваса фарисейска и саддукейска? 12
Тогда разумеша,
яко не рече хранитися от кваса хлебнаго,
но от учения фарисейска и саддукейска.
---------------------------------
перевод на русский язык:
СЕДМИЦА 8-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВТОРНИК
От Матфея, 66 зачало, XVI.6-12
Сказал Господь Своим ученикам:
смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. 7
Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. 8
Уразумев то, Иисус сказал им:
что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? 9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? 10 Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? 11
Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской»? 12
Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
**********************************************
Мф.16:6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и вводившее древние предания старцев, уязвляло души. И как закваска есть смесь воды и муки, так и учение фарисеев есть смесь слова и жизни испорченной. Не сказал же им ясно: остерегайтесь учения фарисеев - с целью напомнить им чудеса над хлебами.
Мф.16:7. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
Мф.16:8. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
Мф.16:9. Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
Мф.16:10. ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
Мф.16:11. Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
Мф.16:12. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
Они думали, что это Он сказал им, чтобы они остерегались осквернения пищей иудейской, почему и рассуждали между собою о том, что не взяли хлебов. Господь укоряет их, как неразумных и маловерных. Они неразумны потому, что не вспомнили, сколькими хлебами и скольких напитал Он. Так как они не поверили, что хотя они и не купили хлебов у иудеев, Он мог идти дальше, то они и названы маловерными. Когда же Господь более сильно изобличил (ибо не всюду хороша кротость), то они тотчас поняли, что закваской Он называл учение. Столь великую силу имеет всюду благоразумный укор.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/16 ===========================================
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
"Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия."(Ефесянам 5.15-17)
"бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна."(Мар.14:38)
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
СЛОВО БОЖИЕ СЕГОДНЯ:
из чтений вторника СЕДМИЦЫ 8-ой по ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ:
" кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть"
(1 Коринфянам,10.5-12)
Из Евангелия Христова:
Сказал Господь:
" не о хлебе сказал Я вам: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской»? 12
Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского."
(От Матфея 16.6-12)
Господь наш Иисус Христос через Церковь Свою предупреждает о том, чтобы мы, при построении духовной жизни, были наблюдательны и не впали в фарисейство и саддукейство (формальное благочестие и рационализм).
О фарисействе мы узнаем из притчи "о мытаре и фарисее"
Ключевыми словами этой притчи, за которые фарисей ушел из храма Божия менее оправдан, чем мытарь были эти: "...Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь..." (от Луки 18. 11,12). Преподобный Андрей Критский эти слова называет "безумными глаголами" (см. тропарь 9 песни канона, в среду Первой седмицы Великого поста. "Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо, очисти мя; ова же, помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочыя безумныя глаголы.").
Саддукеи же всегда спорили с Иисусом Христом о будущей жизни (от Матфея 22. 23-34).
см.
https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/3389 Одним словом, для христианина не свойственны превозношение и неверие Слову Божию .
Поэтому в апостольском чтении мы получаем урок о познании Слова Божия.
Святой апостол Павел, приводя нам эпизоды из ветхозаветной истории, пишет, что эти эпизоды из истории древнего израильского народа даны нам, как иллюстрации жизни, "в наставление нам, достигшим последних веков".