СЕДМИЦА 13-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СУББОТА

Sep 10, 2016 09:31

СЕДМИЦА 13-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СУББОТА
1 Коринфянам, 126 зачало,
II.6-9

Братие,премудрость глаголем в совершенных.

Премудрость же не вeка сего,

ни князей вeка сего престающих. 7

Но глаголем Премудрость Божию в тайнe сокровенную,

Юже предъустави Бог прежде вeк в славу нашу. 8

Юже никтоже от князей вeка сего разумe.

Аще бо быша разумeли,

не быша Господа славы распяли.

Но якоже есть писано:

ихже око не видe, и ухо не слыша, и на сердце человeку не взыдоша,

яже уготова Бог любящым его.

%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих
Выше назвал проповедь безумием, потому что так называли ее эллины. Но, доказав самым делом, что это истинная премудрость, наконец смело, называет и проповедь о Христе премудростью и спасение крестом; ибо истребить смерть смертью действительно есть дело величайшей премудрости. «Совершенными» называет верных; ибо они точно совершенны, потому что, презрев все земное, стремятся к небесному. «Мудростью века сего» называет мудрость внешнюю, так как она временна и оканчивается вместе с сим веком; «властями века сего» именует не демонов, как думали некоторые, но мудрецов, ораторов, риторов, которые были вместе с вождями и начальниками народа. Поскольку же и они временны, то называет их «властями века сего» и «преходящими», то есть прекращающими бытие, а не вечными.

1Кор.2:7. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную.
Тайной называет проповедь о Христе. Ибо она и проповедь и вместе тайна, потому что и ангелы не знали о ней прежде, чем она была возвещена (1Петр.1:12), и мы, - видя в ней одно, разумеем другое: так я вижу крест и страдание, а разумею силу, слышу раба, а поклоняюсь Владыке. Сокрыта сия премудрость от неверующих совершенно, но для верных только отчасти; ибо видим ныне, как в зеркале (1Кор.13:12).

1Кор.2:7. Которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.
Словом «предназначил» указывает на любовь Божию к нам. Ибо тот истинно любит нас, кто уже задолго готов был благодетельствовать нам. Так и Бог прежде веков предназначил нам спасение крестом, спасение, составляющее величайшую премудрость. Сказал «к славе нашей» потому, что Он сделал нас причастниками славы. Ибо вместе с Господом быть участниками в сокровенной тайне составляет для раба славу.

1Кор.2:8. Которой никто из властей века сего не познал.
Князьями называет здесь Ирода и Пилата. Не будет, впрочем, ошибки, если разуметь и первосвященников и книжников. Слова « века сего» выражают, как и выше показано, их временную власть.

1Кор.2:8. Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
Если бы они знали сокровенную, как выше сказано, премудрость и тайны божественного домостроительства, именно тайну вочеловечения Божия, тайну креста, тайну призвания и усвоения язычников, тайну возрождения, усыновления и наследия Царства Небесного, одним словом - все тайны, открытые апостолам Духом Святым, так же и первосвященники если бы знали то, что город их будет покорен и они сами будут отведены в плен: то не распяли бы Христа. Христа назвал здесь «Господом славы». То есть поскольку почитали крест чем-то бесчестным, то показывает, что Христос нисколько не потерял Своей славы чрез крест, напротив, еще более прославился, потому что чрез крест яснее обнаружил Свое человеколюбие. Итак, если они не узнали, то надлежало отпустить им сей грех? Да; если бы они после сего раскаялись и обратились, то им отпущен был бы грех, подобно как и Павлу, и другим из евреев.

1Кор.2:9. Но, как написано.
Недостает слов: «так и случилось». Апостол во многих местах употребляет фигуру опущения.

1Кор.2:9. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Что же приготовил Бог любящим Его? Познание Христа и спасение вочеловечением. Этого ни глаз человеческий не видал, ни ухо человеческое не слыхало, ни сердце человеческое не представляло. Пророки же не человеческими глазами видели, и не человеческими ушами слышали, и не человеческим умом понимали откровения о Христе (Ис.64:4), но все у них было божественное. Ибо сказано: «Господь... приложил мне ухо» (Ис.50:4), то есть духовное, и другое сему подобное. А кто любящие Бога? Верные. Где, далее, написано это изречение? Может быть, и действительно оно было написано этими самыми словами, но теперь этой книги нет, а может быть, премудрый Павел выразил этим изречением следующие слова: «они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис.52:15).
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/2
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/7

----------------------------------
русский текст:
СЕДМИЦА 13-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СУББОТА
1 Коринфянам, 126 зачало,
II.6-9

Братия, мудрость мы проповедуеммежду совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Исаии 64,4).

СЕДМИЦА 13-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СУББОТА
от Матфея, 90 зачало,
XXII.15-22

Во время оно, шедше фарисее, совeт восприяша,

яко да обольстят Его словом. 16

И посылают к Нему ученики своя со иродианы, глаголюще:

Учителю, вeмы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши,

и нерадиши ни о комже:

не зриши бо на лице человeком: 17

рцы убо нам, что Ти ся мнит?

Достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни? 18

Разумeв же Иисус лукавство их, рече: что Мя искушаете, лицемeри? 19

Покажите ми златицу кинсонную.

Они же принесоша ему пeнязь. 20

И глагола им: чий образ сей и написание? 21

(И) глаголаша ему: кесарев.

Тогда глагола им:

воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови. 22

И слышавше дивишася: и оставльше Его отидоша.

%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
"Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

Мф.22:16. И посылают к Нему учеников своих с иродианами,
Так как фарисеи делают это с хитрым умыслом, то и посланных евангелист Лука называет «лукавыми людьми» (дословно с греческого - сидящие в засаде), потому что они были подосланы уловить Христа. Иродианами называются или воины Ирода, или же люди, считавшие Ирода за обетованного Мессию. Когда оскудел князь от Иуды и вступил на престол Ирод, иные думали, что он - Мессия. С такими-то людьми и соединяются фарисейские ученики для уловления Христа. Вот как они вступают с Ним в беседу.

говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

Мф.22:17. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли, давать по́дать кесарю, или нет?

Мф.22:18. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

Мф.22:19. покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

Мф.22:20. И говорит им: чье это изображение и надпись?

Мф.22:21. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Мф.22:22. Услышавши это, они удивились и, оставив Его, ушли.
Думая польстить и смягчить Его похвалами, они говорят вкрадчиво, в надежде, что Он, поддавшись их словам, скажет «не должно давать по́дать», а они на этом основании схватят Его, как мятежника, возмущающего народ против кесаря. Потому-то привели они с собой и иродиан, преданных царской власти. Говорят: «Ты не смотришь ни на какое лице», то есть ничего не станешь говорить в угоду Пилату или Ироду. Итак, скажи нам: должны ли мы быть данниками у людей и отдавать им подать, подобно тому, как Богу даем дидрахму, или же платить только Богу? Говорили это, как сказано, с такой целью: если Он скажет: «не должно платить дань кесарю», Его схватят и убьют, как сторонника Иуды и Февды, которые восставали против принесения жертв за имя кесаря. Но Иисус на основании изображения кесаря на монете вразумляет их: что носит на себе изображение кесаря и что, значит, принадлежит ему, то кесарю и надо отдавать. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных - Богу. Можно и так понимать: каждый из нас должен отдавать демону, этому кесарю преисподней, то, что принадлежит ему. Например, ты гневаешься: гнев - от кесаря, то есть от лукавого; направь же свой гнев на истинного виновника его; другими словами: гневайся и враждуй с дьяволом. Этим самым ты и Божие отдашь Богу: исполнишь Его веление. Еще понимание: мы двойственны, - состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны давать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас - душе, ей соответствующее. "
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/22
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/70

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
«Тогда»: «когда бы всего более надлежало сокрушиться сердцем, прийти в изумление от человеколюбия Божия, устрашиться будущего суда, и, смотря на то, что уже совершилось, поверить тому, что должно совершиться... Но и это не прекращает злобы их (фарисеев); она не перестает мучить их и усиливается еще более. А как не могли они схватить Иисуса, потому что боялись народа, то избрали другой путь» (Злат.).- «Пошли и совещались», как бы уловить Его в словах (ἐνλο’γω, в слове), в каком-либо изречении, по которому могли обвинить его в чем-либо и погубить.

Мф.22:16. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
«С иродианами»: из истории не довольно известно, кто такие были эти иродиане. Вероятнее всего, что это была политическая партия приверженцев Иродовой династии. Полагают, что отличительные мнения этой партии относились у двум главным вопросам. Во-первых, относительно подчинения чужеземной власти: по закону Моисееву, чужестранец не мог быть царем у евреев (Втор.17:15). Ирод, наименованный царем Иудеи, по определению римского императора, измыслил, что помянутый закон Моисеев относится только к свободному народному избранию царя и не относится к владычеству, наложенному чуждою властью. Посему иродиане считали законным платить подати и царю из чужеземцев. Таковое мнение очень не народно было между иудеями, особенно между фарисеями, которые смотрели на таковую подать, как на нарушение и осквернение закона. Отсюда происходила затруднительность предложенного Господу вопроса. Они думали «чрез сие с той и другой стороны ископать для Него ров и расставить сети, дабы в том и другом случае уловить Его. Стал ли бы Спаситель говорить согласно с мнением иродиан, в таком случае фарисеи могли бы укорять Его; стал ли бы Он говорить согласно с ними, приверженцы Ирода обвинили бы Его» (Злат.). Другое отличительное мнение иродиан состояло в том, что если какой народ покорен другим, то покоренный обязан держаться обычаев покорителей. От сего предостерегает Господь учеников своих, когда говорит: «берегитесь закваски Иродовой» (Мк.8:15). (Златоуст под иродианами разумеет воинов Иродовых, а Феофилакт - или воинов, или почитавших Ирода за Мессию на том основании, что он воцарился, когда князья от Иуды уже оскудели). - «Мы знаем» и пр.: речь льстивая и лицемерная, но, против воли говоривших ее, заключающая в себе непреложную истину. - «Справедлив»: судишь правильно и учишь верно и истинно. - «Пути Божию учишь»: т.е. предписаннному Богом пути правильной и истинной жизни, или должного, по закону божественному, поведения в жизни и в убеждениях, «учишь истинно», по слову и откровению божественному. - «Не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь» и пр. «Смотри как ясно обнаруживается в сих словах намерение их заставить Его сказать что-нибудь такое, что то могло бы оскорбить Ирода и навлечь на Спасителя подозрение в похищении власти, как на человека, восстающего против закона, дабы потом они могли подвергнуть Его наказанию, как возмутителя и похитителя верховной власти. Ибо, говоря Ему: «не заботишься об угождении кому-либо» и: «не смотришь ни на какое лицо», они намекали сим на Ирода и Кесаря» (Злат., ср. Феофил.). - «Не смотришь на лице»: по библейскому словоупотреблению это значит быть беспристрастным, руководиться в суждении одною истиною без каких-либо посторонних влияний (ср. Лев.19:15; Втор.16:19; 2Цар.14:14; Деян.10:34; Иак.2:1,3,9; 1Пет.1:17).

Мф.22:17. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
«Как Тебе кажется?» «Посмотри, как они коварно действуют; не говорят: скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с законом, но - «как Тебе кажется». Того только они и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении верховной власти» (Злат.). - «Позволительно ли давать подать»? В законе еврейском ничего о сем не было сказано; но законники утверждали, что так как еврейский народ - Богом избранный народ и только Бог есть истинный царь их, то Ему только они и должны приносить дань, а чужеземным царям, их поработителям, не следует платить податей. Известно, что на этой мысли основывалось восстание Ииуды Гавлонита (Флав. Ant. 18,1). - «Кесарю»: т.е. римскому императору. Со времен Юлия Кесаря имя Кесарь усвоено было всем римским императорам, как имя Фараон - царям египетским. Кесарем в то время был жестокий и развратный Тиверий, сын Октавиана Августа.

Мф.22:18-21. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображе­ние и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
«Видя лукавство их»: уразумев хитрое и злое намерение, с которыми они предложили вопрос о платеже или неплатеже дани Кесарю. - «Что искушаете Меня»: зачем лукаво испытываете, силитесь поставить Меня в затруднение лукавым вопросом? - «Покажите Мне монету, которою платится подать»: подати государственные иудеи платили римскою монетою, а подати на храм - своею, народною. - «Динарий»: см. прим. к Мф.18:28. - «Изображение и надпись»: на римских монетах с одной стороны чеканилось изображение царствующего императора, с надписью имени его. «Он спрашивает их не потому, что не знал, какой должно дать ответ, но потому, что желает их же собственными словами обличить их. Когда они на вопрос Его - «чье это изображение и надпись» - отвечали: «Кесаревы», Он сказал им: «итак отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу». Ибо платить дань не значит давать, но отдавать должное; в подтверждение же сего Он указывает на изображение и надпись. А дабы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям, присовокупляет: «а Божие - Богу». Ибо и людям надобно подавать должное, и Богу - то, чем мы в отношении к Нему обязаны... Впрочем, когда ты слышишь: «отдавайте Кесарево Кесарю», - разумей под сим только то, что ни мало не вредит благочестию, ибо все противное благочестию не есть уже дань Кесарю, но дань и оброк дьяволу» (Злат.).

Мф.22:22. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
«Они удивились»: мудрости ответа Господа на лукаво предложенный вопрос; ответ превзошел и обманул их ожидания. По-видимому, ответ был в пользу иродиан, но вторая часть ответа не только не представляла никакого предлога к обвинению Господа со стороны фарисеев, а напротив, указывала прямо на необходимость, или долг, воздавать и Божие Богу, при дани Кесарю. Одна обязанность не противоречит другой, а напротив, они удобно совмещаются и совокупно должны быть исполняемы. - «Оставив Его, ушли»: «после этого надлежало бы им уверовать и признать себя побежденными, ибо Он представил им очевидное доказательство своей божественности, открыв их тайные мысли и кротким образом заставив их молчать. Что же, поверили ли они? Нет, но, оставив Его, ушли» (Злат.).
https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/22
"""""""""""""""""""""""""""""
русский текст:

СЕДМИЦА 13-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СУББОТА
от Матфея, 90 зачало,
XXII.15-22

В то время фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. 17 Итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

========================================
"В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение." (Лук.10:21)

"Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит."(Пс.50:19)

"Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы." (Матф.12:18-21)

СЛОВО БОЖИЕ СЕГОДНЯ:

из чтений субботы, 13-ой по ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ:
святой апостол Павел пишет:

"мы...проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал;

ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (Исаии 64,4)

(1 Коринфянам, 2. 6-9)

Из Евангелия Христова:

Сказал Господь: " чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю,

а Божие Богу*. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли."

(От Матфея, 22. 15-22)

В субботу 13 седмицы по Пятидесятнице нам предлагается текст из Евангелия от Матфея об оплате римского налога для современников Иисуса Христа.

Вопрос задается фарисеями (членами секты [Деян.15:5],  которые ревностно исполняли внешние установления Закона) и иродианами (членами политической партии привеженцев Ирода).  Вопрос задается не с целью узнать необходимость подати колонизированого народа, а с целью "обличения" Спасителя в  защите требований колонизаторов (римлян) либо  в нежелании платить колонизатарам.
На это лицемерие Он отвечает:  "Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.  И говорит им: чье это изображение и надпись?  Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу."
И вновь мы видим открытую нам глубину вопроса, в которой Творец и Спаситель объединяет и показывает, что мы обязанные платить подати внешним властям из того, что им принадлежит, в приношение же Богу нужно приносить, обретённый в себе самом,   образ Божий, по которому и создан человек, а не формальное исполнение законных требований, то есть то, чем занимались фарисеи и, тщательно исполняя,  возвышались над народом (Исаия 1:13-18).

О глубинах Премудрости Божией читаем и у апостола:  "мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих;  но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,  которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1 Кор. 2:6-8).  Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Исаии 64,4).
Что же же не познали "власти века сего" ? Они  не познали "сладость Словес Божиих" (Пс.118:103; Пс.118:130), которые руководят человека к возвышению над животными стремлениями человеческой природы, поэтому и не узнали Воплощенное Слово Божие, пришедшее научить человека исполнять Закон Божий (Малахия 2:5-6), а, руководствуясь законами ""суетной жизни, преданной вам от отцов" (1Пет.1:18), предали смерти Богочеловека Иисуса Христа - Господа Славы.

Божие Богови, Премудрость века сего, Век сей, Лицемеры, Мiр, 13 седмица по 50-це, Обольщение, Образ и написание

Previous post Next post
Up