НЕДЕЛЯ 5-я ПО ПАСХЕ,
О САМАРЯНЫНЕ (ВОСКРЕСЕНИЕ)
Деян., 28 зач., XI.19-26,29-30
Во дни оны, апостоли,
разсеявшиися убо от скорби, бывшия при Стефане,
проидоша даже до Финикии и Кипра и Антиохии,
ни единому же глаголюще слово, токмо иудеем.20
Бяху же нецыи от них мужие кипрстии и киринейстии,
иже, вшедше во Антиохию, глаголаху к еллином, благовествующе Господа Иисуса. 21
И бе рука Господня с ними:
многое же число веровавше обратишася ко Господу. 22
Слышано же бысть слово о них во ушию Церкве сущия во Иерусалиме,
и послаша варнаву преити даже до Антиохии: 23
иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася
и моляше всех изволением сердца терпети о Господе: 24
яко бе муж благ и исполнь Духа свята и веры.
И приложися народ мног Господеви. 25
Изыде же Варнава в Тарс взыскати Савла, и обрет его, приведе его во Антиохию: 26
бысть же им лето цело собиратися в Церкви
и учити народ мног, нарещи же прежде во Антиохии ученики Христианы. 29
от ученик же, по елику кто имеяше что,
изволиша кийждо их на службу послати живущым во иудеи братиям, 30
еже и сотвориша, пославше к старцем рукою варнавлею и савлею.
----------------------------------------------
Перевод на русский язык
НЕДЕЛЯ 5-я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ (ВОСКРЕСЕНИЕ)
Деян., 28 зач., XI.19-26,29-30
В те дни Апостолы, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедая слова, кроме Иудеев,20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию. 26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. 29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее. 30Что и сделали, пославши собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
НЕДЕЛЯ 5-я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ
(ВОСКРЕСЕНИЕ)
Ин., 12 зач., IV.5-42
Во время оно, прииде Иисус во град самарийский, глаголемый Сихарь,близ веси, юже даде Иаков Иосифу сыну своему: 6
бе же ту источник Иаковль.
Иисус же утруждся от пути, седяше тако на источнице: бе (же) яко час шестый. 7
Прииде жена от Самарии почерпати воду.
глагола ей Иисус: даждь ми пити. 8
ученицы бо его отшли бяху во град, да брашно купят. 9
Глагола ему жена самаряныня:
како ты жидовин сый
от мене пити просиши, жены самаряныни сущей?
не прикасаютбося жидове самаряном. 10
Отвеща Иисус и рече ей:
аще бы ведала еси дар Божий,
и Кто есть глаголяй ти: даждь ми пити:
ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу. 11
Глагола ему жена: господи, ни почерпала имаши, и студенец есть глубок:
откуду убо имаши воду живу? 12
еда Ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей,
и той из него пит и сынове его и скоти его? 13
Отвеща Иисус и рече ей: всяк пияй от воды сея, вжаждется паки: 14
а иже пиет от воды, юже Аз дам ему,
не вжаждется во веки:
но вода, юже (Аз) дам ему,
будет в нем источник воды текущия в живот вечный. 15
Глагола к нему жена:
господи, даждь ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати. 16
глагола ей Иисус: иди, пригласи мужа твоего и прииди семо. 17
Отвеща жена и рече (ему): не имам мужа.
глагола ей Иисус: добре рекла еси, яко мужа не имам: 18
пять бо мужей имела еси,
и ныне, егоже имаши, несть ти муж:
се воистинну рекла еси. 19
Глагола Ему жена:
Господи, вижу, яко пророк еси Ты: 20
отцы наши в горе сей поклонишася:
и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает. 21
глагола ей Иисус:
жено, веру ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей,
ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу: 22
вы кланяетеся, егоже не весте:
мы кланяемся, егоже вемы, яко спасение от иудей есть: 23
но грядет час, и ныне есть,
егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною:
ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему: 24
Дух (есть) Бог:
и иже кланяется Ему,
Духом и Истиною достоит кланятися. 25
Глагола Ему жена:
вем, яко мессиа приидет, глаголемый Христос:
егда Той приидет, возвестит нам вся. 26
глагола ей Иисус: Аз есмь, глаголяй с тобою. 27
И тогда приидоша ученицы Его и чудяхуся, яко с женою глаголаше:
обаче никтоже рече: чесо ищеши? или: что глаголеши с нею? 28
Остави же водонос свой жена, и иде во град, и глагола человеком: 29
приидите (и) видите Человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда той есть Христос? 30
Изыдоша же из града и грядяху к Нему. 31
Между же сим моляху Его ученицы (Его), глаголюще: Равви, яждь. 32
Он же рече им: Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте. 33
Глаголаху убо ученицы к себе: еда кто принесе ему ясти? 34
глагола им Иисус:
мое брашно есть, да сотворю Волю Пославшаго Мя и совершу дело Его. 35
Не вы ли глаголете, яко еще четыри месяцы суть, и жатва приидет?
Се, глаголю вам: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже: 36
и жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный,
да и сеяй вкупе радуется и жняй: 37
о сем бо слово есть истинное,
яко ин есть сеяй, и ин (есть) жняй: 38
Аз послах вы жати, идеже вы не трудистеся:
инии трудишася, и вы в труд их внидосте. 39
От града же того мнози вероваша в Онь от самарян,
за слово жены свидетелствующия, яко рече ми вся, елика сотворих. 40
Егда убо приидоша к Нему самаряне, моляху Его,
дабы пребыл у них: и пребысть ту два дни. 41
И много паче вероваша за Слово Его :42
жене же глаголаху, яко не ктому за твою беседу веруем:
сами бо слышахом и вемы, яко Сей есть воистинну Спас миру, Христос.
---------------------------------------------------------------
Перевод на русский язык:
НЕДЕЛЯ 5-я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ (ВОСКРЕСЕНИЕ)
Ин., 12 зач., IV.5-42
4.5 В то время приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь,близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу; 6 там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? 12 Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дом его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей, пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк; 20 отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; 23 но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос, когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? 28 Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям: 29 Пойдите, посмотрите Человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему. 31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собой: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут: 37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 Аженщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Синаксарь в неделю пятую по Пасхе о самаряныне
Стихи:
Воду прияти пришедши тленную жено:
Живую почерпаеши, еюже скверны душевныя омываеши.
В этот день, в неделю пятую по Пасхе, совершаем празднование Самарянке: поскольку Христос в настоящий день со всей ясностью объявил Себя Мессией, что означает Христос, или «Помазанник» (ибо меса по-еврейски значит «елей»), то нынешний праздник оттого, полагаю я, и назначен на воскресенье, ближайшее к Преполовению Пятидесятницы. И как в воскресенье перед этим Господь совершает чудо в купальне, так в этот день - при колодце Иакова, который сам Иаков выкопал и даровал сыну своему Иосифу (см.: Быт.48:22). Ибо то было особое место, где многие города населяли самаряне и притом расположенное близ горы Сомор.
Христос приходит в Сихарь, где некогда, в дни пребывания там Иакова с дочерью его Диной и прочими детьми, сын Еммора Сихем-хореянин, возжелав и взяв Дину силой, стал сожительствовать с нею. По этой причине и братья ее, распаленные ревностью, внезапно вошли в город и всех до одного перебили, в том числе самого Сихема и отца его Еммора.
Итак, Иаков обитал там и вырыл упомянутый колодец. Прежде же гору эту населяли не самаряне, а израильтяне, которые в царствование Факея оскорбили Бога и, приняв участие в первом и втором столкновении с ассирийцами, сделались их данниками. Но через некоторое время, в царствование Озии, вступили они в сношения с эфиопами. Узнав про то, царь ассирийский переселил их в Вавилон (см.: 4Цар.17:3-6), а на прежнем месте приказал поселить другие народы, но Бог навел на иноплеменников львов. Когда это стало известно ассирийскому царю, он послал к ним священника из иудеев (ибо там еще были пленные евреи), чтобы и их приобщить закону Божию (см.: 4Цар.17:24-28). И те немедленно оставили идолов, но приняли лишь Моисеевы книги, отвергая пророков и остальное Писание (см.: 4Цар.17:29-41). Это-то самаряне, названные так по горе Сомор, были ненавистны возвратившимся впоследствии из плена евреям за то, что лишь наполовину держались иудейства, и они не ели вместе с самарянами, почитая их оскверненными. Почему и Христа не раз называли самарянином за то, что Он, как и те, нечто из Закона будто бы упразднил.
Итак, пришел Он в Сихарь и, утомленный дорогой, уселся около шестого часа дня[1] отдохнуть. Когда ученики отлучились купить пищи, приходит из города некая женщин почерпнуть воды, вот и Иисус у нее воды просит. Та замечает в ответ, что не должно им общаться, ибо и по выговору, и по одежде признала Его иудеем.
Он же наводит ее на размышление о высоком, заговорив о духовной воде, которую представляет неиссякающей и очистительной, ибо и в иных случаях постоянно уподобляет Дух Божий воде и огню. Но женщина, упорно держась своего, возражает, что нет у Него такой воды, поскольку Он и черпака с собою не имеет, а колодец глубок. После переводит беседу на праотца Иакова, ибо тот выкопал колодец и сам из него пил… и скот его (Ин.4:12), и этим указывает на обилие, а также полезность и прохладу источника.
Христос не говорит, конечно, что Он больше Иакова, дабы не привести женщину в ужас, но вновь беседует о воде, доказывая превосходство той, что у Него, ибо пьющий ее не будет жаждать никогда. Женщина просит у Него такой воды, но Иисус велит ей позвать своего мужа, как бы для пущего уразумения преподанных слов. Та же отказывается: нет, мол, у меня мужа. И Всеведец говорит: «Хорошо ты сказала, ибо пятерых имела, как повелевает закон, а кого имеешь шестым, как беззаконно с ним сожительствующая, тот и не муж тебе» (ср.: Ин.4:17-18).
Некоторые толкователи под пятью мужьями разумеют Пятикнижие Моисеево, которое признавали самаряне, а под шестым - учение Христа, которое еще не было для них учением того Пятикнижия, ибо и благодать еще не излилась. Другие разумеют здесь пять законоустановлений от Бога: первое в раю, второе после изгнания оттуда, третье при Ное, четвертое при Аврааме, пятое при Моисее, а шестое - Евангелие, которого жившие тогда еще не имели. Есть и такие, что говорят о пяти чувствах
Женщина в ответ называет Его пророком и затем спрашивает, на какой горе надлежит поклоняться Богу - в Соморе или в Иерусалиме? Ибо самаряне, как несовершенные в вере, думали, что Бог не повсюду, но лишь там, где Ему поклоняются, то есть на горе Гаризим, потому что там преподаны были от Него благословения, или потому, что Авраам впервые установил там жертвенник Богу. А так как иудеи, напротив, говорили, что поклоняться надлежит в Иерусалиме, то и собирались туда отовсюду в праздники.
Христос же хоть и отвечает: «От иудеев спасение миру» (ср.: Ин: 4:22), но говорит, что Бог невеществен, и удостоившиеся поклонения Ему скоро будут поклоняться не в жертвах, но в Духе и истине. Или так: будут познавать Бога, но не одинокого, а в Духе Святом и Сыне, ибо Он есть истина. А женщина снова: Мы слышали из Писаний, что придет Мессия, Который есть Христос(Ин.4:25). Иисус же, познав ее рассудительность, сказал: Это Я (Ин.4:26); ведь и самаряне знали о Мессии из Моисеевых книг, особенно из слов:Пророка… воздвигнет тебе Господь Бог твой (Втор.18:15), и из иных многих.
Когда беседа окончилась, приходят ученики, и дивятся крайней Его снисходительности: как это говорит Он с женщиной? Но между тем приглашают Его поесть - и потому что утомился, и потому что час был полуденный. Он же беседует с ними о вечной пище, то есть о человеческом спасении и о том, что надлежит им труды пророков пожать. А когда женщина достигла города и возвестила происшедшее с нею, все поднимаются и приходят к Христу, убежденные, что та не обличила бы себя, если б не узнала нечто великое. И обращаясь к Нему с мольбой, упрашивают пробыть у них дня два. И оставшись, Он совершил множество чудес, которые по многочисленности их не записаны евангелистами.
Женщина эта - та самая самарянка, которую Христос нарек впоследствии Фотинией и которая украсилась при Нероне мученическим венцом вместе с семью ее сыновьями после многих истязаний - строгания железом, отсечения сосцов, сокрушения рук, забивания щепок под ногти, напоения расплавленным оловом и испытания иными бесчисленными муками и наконец, по расторжении надвое тела, привязанного к двум пальмам.
Надлежит знать, что устье того колодца царь Иустиниан, с честью оттуда перенеся, возложил на колодец в великом святилище Слова Божия (разумею храм Святой Софии), как и камень, сидя на котором Христос беседовал с самарянкой. Посему и доныне то и другое пребывает там на восточной стороне перед нарфиксом (для входящих - слева) исцеляя множество недугов всякого рода, в особенности же целебны они для тех, кому от горячки страдать случается, как и от опаляющего холода [т.е. от лихорадки].
Твоея мученицы Фотинии молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.
* * *
[1] По-нашему, в полдень.
[2] Гаризин (Гариз) - гора в Самарии. За 4 века до Рождества Христова Манассия, сын Иоддая, женился на дочери сатрапа самарийского Санавалета и за это был отлучен от алтаря в Иерусалиме. Тесть его обратился к Александру великому и выпросил у него дозволение построить на Гаризине храм и поставить в нем первосвященником Манассию. Это было причиной вражды между иудеями и самарянами. Во время владычества Антиоха Епифана, самаряне, чтобы угодить этому царю, посвятили свой храм Юпитеру. Храм этот был разрушен Иоанном Гирканом. Самаряне, однако же, продолжали на Гаризине поклоняться Богу и приносить жертвы (Ин. 4, 20).