(no subject)

May 10, 2022 18:58


НЕДЕЛЯ 4-я ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ
(ВОСКРЕСЕНИЕ)
Деяния святых апостолов, 23 зачало,
IX.32-42

Во дни оны бысть Петру, посещающу всех, снити

и ко святым живущым в Лидде: 33

обрете же тамо человека некоего, именем Енеа,

от осми лет лежаща на одре, иже бе разслаблен. 34

И рече ему Петр: Енее, исцеляет тя Иисус Христос:

востани с постели твоея.

И абие воста: 35

И видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу. 36

Во Иоппии же бе некая ученица, именем Тавифа,

яже сказаема глаголется серна:

сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяше. 37

Бысть же во дни тыя, болевшей ей умрети:

омывше же ю, положиша в горнице. 38

Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней,

послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися приити до них. 39

Востав же Петр иде с нима:

егоже пришедша возведоша в горницу,

и предсташа ему вся вдовицы плачущя

и показующя ризы и одежды, елика творяше, с ними сущи, серна. 40

Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися,

и обращься к телу, рече:

Тавифо, востани.

Она же отверзе очи свои, и видевши Петра, седе. 41

Подав же ей руку, воздвиже ю,

и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу. 42

Уведано же бысть се по всей Иоппии,

и мнози вероваша в Господа.
---------------------------------------------------
Перевод на русский язык:

НЕДЕЛЯ 4-я ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ (ВОСКРЕСЕНИЕ)
Деян., 23 зач., IX.32-42
В те дни случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде; 33 там нашел он одного человека, именем Енея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении, 34 Петр сказал ему: Еней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал; 35 и видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. 36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла; ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышавши, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтоб он не замедлил придти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидевши Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

НЕДЕЛЯ 4-я ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ
(ВОСКРЕСЕНИЕ)

от Иоанна, 14 зачало, V.1-15

Во время оно, взыде Иисус во Иерусалим. 2

Есть же во Иерусалимех овчая купель,

яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи: 3

в тех слежаше множество болящих,

слепых, хромых, сухих, чающих движения воды: 4

Ангел бо Господень на (всяко) лето

схождаше в купель и возмущаше воду:

(и) иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше,

яцем же недугом одержимь бываше. 5

Бе же ту некий человек,

тридесять и осмь лет имый в недузе (своем). 6

Сего видев Иисус лежаща и разумев,

яко многа лета уже имяше (в недузе),

глагола ему: хощеши ли цел быти? 7

Отвеща ему недужный: ей, Господи,

человека не имам,

да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель:

егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит. 8

Глагола ему Иисус: востани, возми одр твой и ходи. 9

И абие здрав бысть человек: и взем одр свой и хождаше.

Бе же суббота в той день. 10

Глаголаху же жидове исцелевшему:

суббота есть, и не достоит ти взяти одра (твоего). 11

Он (же) отвеща им: иже мя сотвори цела,

той мне рече: возми одр твой и ходи. 12

Вопросиша же его:

кто есть Человек рекий ти: возми одр твой и ходи? 13

Изцелевый же не ведяше, кто есть:

Иисус бо уклонися, народу сущу на месте. 14

Потом (же) обрете его Иисус в церкви и рече ему:

се, здрав еси:

ктому не согрешай, да не горше ти что будет. 15

Иде (же) человек и поведа иудеом, яко Иисус есть,

иже мя сотвори цела. 16

И сего ради гоняху Иисуса иудее

и искаху его убити,

зане сия творяше в субботу.
------------------------------------------------
Перевод на русский язык:

НЕДЕЛЯ 4-я ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ (ВОСКРЕСЕНИЕ)
Иоан., 14 зач., V.1-15
5.1 В то время пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов, 3 в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с собою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.
_________________
*Дом милосердия.

Синаксарь в неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном

Стихи:
Слово Христа укрепляет сущею рядом
И оттого лишь слово сие врачевание есть

В сей день, в неделю четвертую по Пасхе, совершаем воспоминание о расслабленном и по обычаю празднуем это чудо.

Праздновать чудо над расслабленным положено здесь и потому, что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы.

Придя в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню с пятью крытыми ходами, которую построил Соломон и которая называлась Овчей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых для жертвоприношения в храме, или потому, что всякий входящий туда первым, как только вода однажды в году приводилась в волнение ангелом, оказывался здрав.

И вот, находит там человека пребывающего в болезни тридцать восемь лет и за неимением того, кто вверг бы его, лежащего напрасно, в воду. Итак, научаемся отсюда, какое благо есть терпение и твердость, и одновременно тому, что Бог, поскольку надлежало явиться дару Крещения, очищающего всякий грех, предусмотрел в Ветхом Завете чудеса от воды, чтобы дар сей, когда явится, был бы с готовностью принят.

К сему-то расслабленному, которого некоторые неизвестно почему именуют Иаром, и приходит Иисус, спрашивая его, хочет ли быть здрав, а тот указывает в ответ на неимение помогающего.

Христос же, зная, насколько он истомлен болезнью, говорит: Возьми постель твою и ходи (Ин.5:8). И мгновенно человек тот оказывается здрав и, взявши на плечи ложе, чтобы дело сие не почли за призрачное, направляется с ним домой.

Некоторые, неправо разумея, говорят, будто Христос сказал это потому, что человек сей впоследствии, когда Он предстоял первосвященнику Каиафе, ударил Его по щеке, за что и получит в удел пытку вечным огнем, горшую расслабления, и не только тридцать восемь лет, но всегда будет страдать.

Однако Господь скорее всего указал, что болезнь расслабления приключилась с ним от грехов. Впрочем, не всякая немощь бывает от грехов, но и от естественного недуга, и от многоядения, и от небрежения, и от иных причин.

Расслабленный, достоверно узнав, что сделавший его здравым был Иисус, доводит сие до сведения иудеев. А те, распаляясь мщением, ищут убить Христа за то, что Он будто бы субботу нарушил. Христос много с ними беседовал, доказывая, что и в субботу благотворить - дело правое, и что Он, как Равный Отцу, есть Тот, Кто повелел блюсти день субботний, и как Отец делает доселе, так и Он делает (ср.: Ин.5:17).

Подобает знать, что расслабленный этот - иной, нежели у Матфея (см.: Мф.9:2-7). То исцеление совершилось в доме, и люди служили человеку тому, который и услышал: Прощаются тебе грехи твои (Мф.9:2). А это в притворе произошло, и расслабленный, по слову Священного Евангелия, «человека не имел» (ср.: Ин.5:7), постель же свою взял, как и тот.

Ныне же чудо это празднуется потому, что и оно в Пятидесятницу совершено, подобно бывшему с самарянкой и слепым. Ибо Фоме и мироносицам празднуем во удостоверение Христова восстания из мертвых, прочее же - до Вознесения, поскольку Он совершил это различным образом во время еврейской Пятидесятницы и потому еще, что об этом столь подробно вспоминает Иоанн.

Неизреченною милостию Твоею, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

СЕДМИЦА 4-я ПО ПАСХЕ

Previous post Next post
Up