«Мертвые души» в Москве имеют свои особенности, половине зала не видно как по столу «мистическим образом» двигаются ложечки, некоторые зрители даже привстают со своих мест, чтобы разглядеть происходящее. Зато хорошо заметны манипуляции с передвижением ложек под столом, и в отсутствии самого фокуса сразу видна его изнанка. Так и вся история с мертвыми душами ловкость рук, без особой цели. Логика на просторах России не действует и исключена из спектакля, зачем нужно ездить от помещика к помещику и скупать мертвые души? Бесцельно. Причина в спектакле не проговаривается, за ненадобностью и это отсутствие цели подчеркивает риторичность всех вопросов касаемых России. В ней, в нарочитой бесцельности, рождающей вместо разумных конспирологические теории, весь смысл.
Спектакль-описание, подробнейший портрет, ни столько души, сколько характера. В нем буква «Ф», так часто чертимая в воздухе героями обретает форму двух вопросов обращённых к друг другу (помимо начальной в слове «фетюк» :)). Помещики загадка для Чичикова, а он для них. Игорь Алешкин хорошо вписывается
в сказочную атмосферу, заставляя местное общество гадать Иван-царевич ли к ним пожаловал или Иванушка-дурачок. Но в первую очередь его Чичиков продолжение возникающего на сцене Гоголя, alter ego писателя выпущенное на русские дороги. Финал этого наглядного урока неутешителен, Чичиков Россию не осилил, а душа поэта не вынесла, укатали Гоголя крутые русские горки.
Из этого следует простой вывод, в России с ума сходят от самой России. Нельзя в это зеркало пристально вглядываться.
П.С. в этот раз «Мертвые души» Коляды у меня перекликалась со спектаклем Серебреникова, правда, у него души плотоядные и охотятся на неофита-Чичикова, пока тот думает, что это он охотиться на них, а у Коляды все закономерно вытекает из того как люди скроены не хуже не лучше, думают ни как живут, живут ни как думают, на свой манер совершено скроены, но результаты в обоих случаях схожие.