Программа "Экспертиза" на радиостанции "Голос России"
Цифровой "скелет" российской армии
Теги:
ядерный щит,
подводная лодка,
стратегические вооружения,
экс-СССР,
В России,
Медведев,
модернизация,
Виктор Янукович,
ядерная безопасность,
система связи,
цифровая связь,
Конституция Украины,
Максим Шалыгин,
ядерное оружие,
Украина,
Русская служба,
ядерные технологии,
армия,
Игорь Коротченко,
вооруженный конфликт ,
«Национальная оборона»,
Конституционный суд,
Политика,
«Экспертиза»Максим Шалыгин
4.10.2010, 15:50
Президент Медведев заявил о необходимости модернизации системы связи в армии. Что стоит за принятием такого решения? Какие проблемы боевого взаимодействия выявили события 2008 года в Южной Осетии? Почему сегодня система связи в России уязвима для атак противника?
Гость программы "Экспертиза" - Игорь Юрьевич Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона", член Общественного совета при Министерстве обороны РФ.
Ведущий - Максим Шалыгин.
Шалыгин: Здравствуйте! Короткий комментарий к тому, что прозвучало в выпуске новостей
относительно Украины. Конституционный суд признал незаконной реформу Конституции 2004 года, которая предполагала переход от президентско-парламентской республики к парламентско-президентской.
Я хочу напомнить, что это было. В 2004 году случилась "оранжевая" революция. Тогда люди, которые потом руководили страной, так называемые "оранжисты", ставили палатки на улицах Киева и предлагали бодрящее варево в качестве чая. Поскольку сам пробовал, смею утверждать: при долгом употреблении бодрит. Потом хочется спать. Все признаки, не хочу говорить, что наркотического опьянения, но отдаленно похожие на него, были. Тогда переход в парламентско-президентскую форму правления был символом общественного договора. Янукович был премьер-министром в оппозиции Тимошенко и Ющенко, а Литвин - спикером Верховной рады. По-моему, Литвин - и сегодня спикер парламента.
Спрашивается: что делать с той нормативной базой, которая появилась за эти шесть лет, если в 2004 году все было незаконно? Давайте включим логику. Что делать
с законодательством этих шести лет на Украине? Отменять все отставки, назначения, экономические контракты? Это передел собственности? Значит, можно ту же "Криворожсталь" снова приватизировать и кому-нибудь продать на открытом, честном аукционе. Понимаете, какие возможности открываются для
украинской правящей, не скажу, элиты (Януковича, вице-премьер Бориса Колесникова, олигарха Рината Ахметова) для спасения страны и выхода из кризиса?
Напомню, что Латвийская Республика занималась ровно тем же. История этой страны, если смотреть документы, была до 1940 года, а потом началась только с 1990 года. Где страна находилась полвека, до сих пор юридически неизвестно. То ли была в черной дыре, и законодательства никакие не действовали... Все, что построила советская власть, успешно приватизировали и растащили по частным интересам. Это очень опасно. Думаю, что в ближайшее время отдельно по Украине в связи с возможным масштабным переделом собственности и фактическим подступом к границам гражданской войны открывается страшная дверь... Не дай Бог таких же решений Конституционного суда в России.
В нашей студии Игорь Юрьевич Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона", член Общественного совета при Министерстве обороны РФ. Помните, была замечательная статья Нины Андреевной "Не могу молчать" об Украине? Не знаю, разделяете ли вы мое мнение по решению?
Коротченко: Вообще, Украина - страна с расколотым обществом. Я полагаю, что те решения, которые приняты, могут запустить очень неприятный механизм дезинтеграции. Где был уважаемый украинский Конституционный суд все это время с 2004 года? Там шесть лет прозревали и думали о том, правильно или не правильно (сделали), а потом переиначили ситуацию? Понятно, что это путь к сильной президентской республике. К тому, что Янукович хочет, не скажу, что узурпировать власть (это не так), но взять на себя максимум властных полномочий, стать супер-президентом. Посмотрим, что будет дальше. Но, вообще, я полагаю, что разбивать тот хрупкий консенсус, который все-таки существует на Украине, чревато очень большими проблемами.
Шалыгин: И, прежде всего, самое страшное... Давайте вернемся в наши широты. Дмитрий Медведев выступил за
модернизацию системы связи в армии. Прежде всего, что такое система связи в российской армии? Как она работает? Из чего состоит? Не на лампах ли до сих пор? Передатчики не релейные? Просто я плохо представляю предмет вопроса.
Коротченко: Связь - это основа управления стратегическими войсками и ядерными силами. Ситуация здесь, конечно, далеко не благополучная, потому что основы механизма, который существует по управлению вооруженными силами РФ, - это система узлов связи, заложенная еще во времена Советского Союза.
Если мы рассмотрим по сегментам... Скажем, система боевого управления стратегическими ядерными силами - это святая святых. Здесь пока все обстоит более или менее благополучно. Это означает, что в том случае, если против РФ будет осуществлен ракетный ядерный удар, то пока ракеты летят, есть время, 30 минут, для того, чтобы инициировать принятие ответных мер. Если произойдет ядерное воздействие на объекты на территории РФ, то есть реальное поражение объектов с использованием ядерных боеголовок... Даже в этих условиях система управления стратегическими ядерными силами обеспечивает гарантированное доведение приказов Верховного главнокомандующего непосредственно до органов и штабов, даже вплоть до отдельной пусковой установки, для того, чтобы осуществить ядерное воздействие.
Само по себе ядерное оружие - еще не гарантия его применения. Требуется система управления. Она у нас пока существует. Естественно, это закрытый механизм. Он многократно дублируется, причем по разным каналам, начиная от передачи команд подводным лодкам, которые находятся на боевом дежурстве в акваториях мирового океана, в районах боевого патрулирования в подводном положении... Есть соответствующие сверхдлинноволновые передатчики, которые обеспечивают связь, передачу команд боевого управления. Это обеспечивается по всем направлениям нашей триады. Здесь у нас более-менее все хорошо. Плохо у нас, в основном, с системами связи тактического звена, то есть тем, чем мы управляем непосредственно на поле боя.
Медведев отметил, что были проблемы, в частности в ходе
войны в августе 2008 года...
Шалыгин: Я напомню нашим радиослушателям. Тогда грузины вышибли все системы связи. Честь и хвала осетинам, потому что в Южной Осетии, в Цхинвале... Я лично знаю этого человека, его зовут Георгий (сейчас он министр связи и информации Южной Осетии)... В общем, вся война координировалась по мобильным телефонам.
Коротченко: По сути дела, это действительно так. Самое главное, что грузинская армия достаточно грамотно и квалифицированно применила средства радиоэлектронного подавления. Когда идет колонна, все наши традиционные, разработанные еще в 1980 годы, средства связи... Эта колонна поддерживает связь внутри себя и с вышестоящими штабами. Мы помним, как командующий 58-й армией попал в засаду грузинского спецназа. Это было как раз следствием того, что отсутствовала всякая связь, координация, управление.
Основная наша проблема - насытить войска надежной цифровой связью гарантированной стойкости. Это значит, что такая связь будет стойка к воздействию любых средств радиоэлектронного подавления, и она будет адаптивна. Она (система связи - прим.ред.) организована таким образом, что по случайному закону приемник-передатчик меняет частоты по заранее согласованной программе, тем самым избегая возможности прицельной постановки радиоэлектронных помех со стороны противника. Давить в широком диапазоне просто не хватит ни сил, ни возможностей.
И, наконец, связь должна быть устойчивой, потому что на поле боя индивидуальный боец (в составе экипировки будущего, которая, как нам обещают, рано или поздно поступит на вооружение российской армии) в самых разных условиях должна получать команды. Цели, указания, связь - это основа, скелет того, что необходимо российской армии, чтобы
адекватно реагировать на угрозы в реальных войнах, в военных конфликтах, которые могут нам грозить...
Слушайте полную версию программы
Скачать