© фото Alex Beltyukov
После нескольких лет задержки и огромного перерасхода средств компания «Эрбас милитэри» (Airbus Military) объявила о состоявшейся 30 сентября официальной церемонии передачи ВВС Франции первого военно-транспортного самолета A-400M «Атлас».
Как сообщает агентство «Франс-Пресс», церемония прошла на заводе компании «Эрбас милитэри» в Севилье. После ее завершения самолет совершил перелет на авиабазу «Орлеан-Бриси», которая станет местом его постоянной дислокации.
Первый самолет A-400M «Атлас» поступил на вооружение ВВС Франции с четырехлетним опозданием. Стоимость проекта разработки составила 6,2 млрд евро (8,3 млрд дол), что на 30% превышает изначально выделенный бюджет программы.
Компания «Эрбас милитэри» объявила о готовности к передаче ВВС Франции первого самолет ВТА A-400M «Атлас» 1 августа этого года. Передача самолета была одобрена Генеральной дирекцией по вооружению (DGA) МО Франции. Днем ранее, 31 июля, компания «Эрбас милитэри» объявила о получении от Организации по сотрудничеству в области закупки вооружений (OCCAR) свидетельства о приемке самолета А-400М в версии начальной готовности к боевому применению.
Этот этап стал ключевым в рамках программы разработки самолета A-400M (на текущий момент общий налет опытных образцов А-400М превысил 5000 часов).
Предоставленный OCCAR сертификат свидетельствует о фактическом соответствии A-400M технико-эксплуатационным требованиям, указанным в контракте на поставку.
Получение сертификата OCCAR стало последним этапом, необходимым для принятия DGA первого серийного самолета А-400М (MSN7) и его передаче ВВС Франции.
Ранее, 19 июля Комитет по сертификации и квалификации CQC (Certification and Qualification Committee), состоящий из специалистов семи стран-партнеров (Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Испания, Турция и Великобритания), рекомендовал выдать военный сертификат типа самолету A-400M. Генеральная дирекция по вооружению (DGA) МО Франции вручила данный документ представителю «Эрбас милитэри» 24 июля.
В 2013 году заказчикам будут переданы четыре самолета (три - Франции и один - Турции). Поставка первых ВТС А-400М ВВС Великобритании (MSN016) и Германии (MSN018) запланирована на 2014 год, Малайзии (MSN022) - на 2015 год, Испании (MSN046) - на 2016 год, Бельгии (MSN133) - на 2019 год.
На октябрь 2013 года запланирована поставка второго А-400М Франции и первого - Турции.
В течение ближайших 30 лет «Эрбас милитэри» планирует поставить в общей сложности до 400 ед. A-400M. Портфель заказов компании на текущий момент составляет 174 самолета (Германия - 53, Франция - 50, Испания - 27, Великобритания - 22, Турция - 10, Бельгия - 7, Люксембург - 1, Малайзия - 4).
Компания планирует изготовить в 2014 году 10 самолетов A-400M с последующим постепенным увеличением темпа сборки до 30 ед. в год.
Самолеты будут поставляться с шестью версиями программного обеспечения, постепенно совершенствуя алгоритмы. В 2013 году будут поставлены А-400М в версии начальной готовности к боевому применению. Стандартный эксплуатационный пакет SOC 1 (Standard Operating Clearance) будет готов в конце 2013 года, SOC 1.5 - в конце 2014 года, SOC 2 - в конце 2015 года, SOC 2.5 - в конце 2017 года и SOC 3 - в конце 2018 года.
P.S. На этом фоне судьба аналогичной разработки - Ан-70 - остается неопределенной. Однако можно с уверенностью сказать, что ассоциированное членство Украины в Европейском Союзе поставит крест на этой машине. Киев высечет сам себя. Нынешний летный экземпляр Ан-70 лет через 20 так и останется единственным и превратится в такой же раритет, как и "Мрия".