фото young.rzd.ru
Ведущий американский военно-морской журнал Proceedings опубликовал статью бывшего моряка-подводника, ныне занимающегося океанографией, Дона Уолша. Она посвящена советским и российским глубоководным аппаратам.
У России нет недостатка технических знаний в области проектирования и строительства подводных аппаратов. Свидетельство тому - более 400 подводных лодок, построенных Советским Союзом за годы «холодной войны».
Несмотря на это, на протяжении большей части времени с 1945 по 1991 гг. в Советском Союзе никогда не имелось больше трех или четырех полностью дееспособных обитаемых глубоководных подводных аппаратов (ГПА). Начиная с привязных аппаратов середины 1950-х гг., русские «самодельные» подводные аппараты имели упрощенную конструкцию и применялись не очень успешно. В открытой литературе сообщалось, что большинство таких аппаратов раннего периода использовались для исследований рыбопромысловых районов. В действительности, они, вероятно, применялись и в военных целях (на Западе обитаемые подводные аппараты не привлекались для проведения аналогичных исследований).
Успех пришел с покупкой обитаемых аппаратов за границей. В середине 1970-х годов канадская компания HYCO International построила два подводных аппарата класса Pisces для Академии Наук СССР. Они эксплуатировались Институтом океанологии имени П.П. Ширшова. Одной из их самых известных стала экспедиция на Байкал - самое глубокое озеро в мире. Там аппараты Pisces совершили погружение на глубину 5387 футов (1642 м), самое глубокое место на Байкале.
(Читать статью полностью...)