На американской военно-воздушной базе Барксдэйл, штат Луизиана, прошла церемония открытия нового военного командования ВВС США - Командования глобального удара. В ведение новой структуры переданы все стратегические ядерные силы, находящиеся в распоряжении ВВС - стратегические бомбардировщики В-1, В-2, В-52 и все 450 межконтинентальных баллистических ракет Минитмен III.
Америка создает ударный кулак, концентрирует силы. Ну а у нас - разброд и шатание, проводят очередную военную реформу. Заодно вычищают тех, кто, что называется, был на своем месте. Николай Соловцов - отправлен в отставку. Юрий Соломонов - отправлен в отставку.
Сегодня мне позвонили из редакции портала КМ.Ру, попросили прокомментировать создание в США нового командования. А я в этой связи вспомнил маршала Игоря Сергеева, с которым меня связывали долгие годы дружбы. Мы познакомились с ним где-то в году 1996-ом. Игорь Дмитриевич пригласил к себе в штаб РВСН, во Власиху. Показал ЦКП, рассказал о составе группировки РВСН. Потом мы прошли в комнату отдыха за его кабинетом, где был накрыт столик с едой и напитками. Поговорили о ряде проблем, которыми меня попросил заняться Сергеев. Кстати, Игорь Дмитриевич очень обрадовался, когда узнал, что я окончил инженерное училище (Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского). «Мы сможем говорить с тобой на одном языке» - сказал он мне тогда.
Вскоре мною была подготовлена концептуальная статья «Российские стратегические силы сдерживания», которую в феврале 1997 года я опубликовал в «Независимом военном обозрении». А в мае того же года Игоря Дмитриевича назначили министром обороны РФ. К сожалению, его попытки реализовать на практике те замыслы, которые были изложены в статье, не удались из-за противодействия начальника Генштаба Анатолия Квашнина. И вот теперь, когда американцы формируют Командование глобального удара, я считаю необходимым опять вернуться к той статье. Она не утратила своей актуальности. Я предлагал сделать то, что сегодня реализовали американцы. Мы опоздали на 12 лет. Или навсегда?
РОССИЙСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИЛЫ СДЕРЖИВАНИЯ
Их создание должно стать ключевым моментом реформы Вооруженных сил РФ
В условиях фактического развала Вооруженных сил РФ, оказавшихся неспособными к успешному ведению даже ограниченных по масштабам боевых действий в Чечне, стратегические ядерные силы (СЯС) остаются единственным фактором, позволяющим России сохранить статус великой державы. А на фоне предстоящей военной реформы их роль и значение возрастут многократно. Сегодня нет недостатка в концепциях по реорганизации российской стратегической триады. Предложения, сформулированные в настоящем материале, являются отражением концентрированной точки зрения достаточно влиятельных кругов российского политического и военного руководства, заинтересованных в возвращении Москве подобающего ей места в современном мире.
Игорь Коротченко
ИНТЕГРАЦИЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ - ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Очевидно, что в условиях реальной перспективы дальнейшего сокращения российского стратегического потенциала с одной стороны, и продолжающихся в США разработок по созданию перспективной системы противоракетной обороны и совершенствованию средств ведения космической разведки - с другой, дальнейшее обеспечение гарантированного выполнения задач стратегическими ядерными силами (СЯС) России можно достичь лишь путем интеграции всех компонентов СЯС, а также обеспечивающих и специальных систем.
В связи с ростом в составе ракетных войск стратегического назначения (РВСН РФ) количества МБР мобильного базирования усиливается необходимость в получении достоверной информации о текущем местоположении разведывательных искусственных спутников Земли (ИСЗ) США. Это необходимо для оперативного планирования и уточнения маневренных действий группировки, вооруженной грунтовыми и железнодорожными ракетными комплексами.
США, вероятно, будут наращивать усилия по созданию космического эшелона ПРО. Решение задачи преодоления перспективной американской ПРО потребует привлечения сил и средств различных видов Вооруженных сил РФ, их четких и последовательных действий. Чрезвычайно высокая динамика решения как задачи планирования маневренных действий группировки, вооруженной автономными пусковыми установками, так и преодоления ПРО противника, а также ряда других задач потребует уже не взаимодействия отдельных систем, находящихся в подчинении различных видов ВС РФ, а непосредственного управления ими в рамках единой организационной структуры.
Процессу объединения компонентов СЯС России во многом способствует необходимость разработки унифицированного для РВСН, авиационных и морских СЯС командного тракта системы боевого управления и автоматизированных систем связи. При этом за счет оптимизации структур, выполняющих параллельные или схожие функции, в процессе интеграции можно рассчитывать на реальное уменьшение штатной численности Вооруженных сил. Интеграция различных компонентов СЯС и вышеупомянутых систем в единую структуру позволит сконцентрировать в одних руках все силы, средства и ответственность за выполнение боевых задач по поражению стратегических объектов противника.
Как представляется, на первом этапе интеграции целесообразно создание в структуре Генерального штаба ВС РФ Оперативного командования СЯС. На это командование должны возлагаться функции планирования применения СЯС и обеспечивающих их систем, а также управление ими. Отсутствие такого органа управления при проведении операции СЯС, когда боевые действия одновременно будут вести РВСН, дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН), воздушные армии Верховного главнокомандования (ВГК) СН и обеспечивающие их применение войска ракетно-космической обороны (РКО), Военно-космические силы (ВКС), а также специальные структуры 12-го Главного управления МО РФ, негативным образом скажется на боевой эффективности. В то же время за счет единого централизованного управления ударными стратегическими силами и обеспечивающими их применение системами может быть достигнуто повышение боевой эффективности применения СЯС. Административные же функции, прежде всего поддержание боевой готовности, обучение личного состава и в целом организация повседневной деятельности компонентов СЯС, должны оставаться за главнокомандующими (командующими) соответствующих видов и родов войск.
Конечной целью реформирования СЯС должны стать создание стратегических сил сдерживания (ССС) Российской Федерации как вида Вооруженных сил, который объединил бы в своем составе все компоненты СЯС, а также оборонительные, обеспечивающие и специальные системы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ССС
В мирное время главной целью деятельности ССС будет предотвращение ядерной и обычной крупномасштабной войны против РФ через ядерное сдерживание путем поддержания постоянной готовности ССС к немедленным ответным действиям.
В условиях военных действий с применением обычного оружия основной целью деятельности ССС будет локализация и прекращение войны через угрозу нанесения ядерных ударов по агрессору.
При ядерном нападении на РФ главная цель ССС заключается в поражении наиболее важных объектов и крупных группировок вооруженных сил агрессора, уничтожение его стратегических и других средств ядерного нападения, нарушение государственного и военного управления, дезорганизация тыла.
Исходя из предназначения и целей боевой деятельности в мирное и военное время, основными задачами стратегических сил сдерживания Российской Федерации могут являться:
- оперативное вскрытие подготовки агрессора к нападению на РФ и своевременное предупреждение о ракетно-ядерном нападении;
- поддержание высокой боевой готовности СЯС;
- надежная защита объектов ССС от ударов противника во взаимодействии с другими видами ВС;
- гарантированное поражение военно-экономического потенциала агрессора в ответных действиях.
Очевидно, что для выполнения задач сдерживания ССС РФ должны удовлетворять следующим требованиям:
- обладать высокими оперативными и ударными возможностями, в том числе при наличии у потенциального противника противоракетной обороны;
- иметь надежное управление под единым командованием;
- быть способными к переносу ракетно-ядерного удара в любой регион мира;
- обладать высокой живучестью в условиях воздействия обычного и ядерного оружия противника.
ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Основным содержанием изменений при создании стратегических сил сдерживания РФ будет объединение под общим командованием всех органов управления, непосредственно вовлеченных в процесс планирования, организации боевого применения и ведения боевых (стратегических) действий сил сдерживания.
В настоящее время задачи управления решаются органами различного оперативного подчинения и согласовываются на уровне Генерального штаба ВС РФ. В новой системе (ССС) непосредственная ответственность за планирование, организацию боевого применения и ведения боевых действий (проведение операций) СЯС целесообразно возложить на главнокомандующего ССС, который в вопросах оперативного управления не должен зависеть от главнокомандующих видов ВС, имеющих в своем административном подчинении компоненты ССС.
Помимо структурных изменений в системе планирования потребуется перераспределить и функциональные обязанности в области ядерного планирования между Генеральным штабом ВС РФ и Оперативным командованием (ОК) ССС.
Генеральный штаб в этом случае будет нести ответственность за разработку замысла применения ядерных вооружений при различных вариантах осложнения международной обстановки, определять общий состав сил и средств на боевом дежурстве и порядок использования стратегических бомбардировщиков двойного предназначения (при их наличии).
На ОК ССС может быть возложено детальное планирование и организация выполнения планов боевого применения стратегических ядерных сил. Главнокомандующему ССС необходимо предоставить право докладывать президенту РФ предложения по структуре, боевому составу и целесообразным направлениям строительства ССС, обосновывать принципы, формы и способы их боевого применения.
Такой подход позволит учитывать реальные потребности в ядерных вооружениях при выборе направлений и масштабов сокращения СНВ. Сосредоточение всех функций управления стратегическими силами сдерживания РФ под единым командованием создаст необходимые предпосылки для реализации принципа адаптивного планирования и позволит обеспечить многовариантность применения стратегических ядерных вооружений. За счет уменьшения времени согласования планов и устранения организационного разрыва между планирующими органами и органами боевого управления, повышается гибкость планирования, что позволит обеспечить эффективное ядерное сдерживание меньшим количественным составом СЯС. Предполагаемые изменения могут послужить организационной основой дальнейших сокращений СНВ с сохранением всего перечня задач, решаемых в настоящее время российскими СЯС.
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
Принцип соответствия структуры решаемым задачам позволяет сформировать критерии выбора оптимальной структуры ССС.
Их основу должны составить стратегические ядерные силы - РВСН и состоящие в оперативном подчинении морские и авиационные СЯС. Созданная группировка, осуществляя боевое дежурство, уже в мирное время будет решать главную задачу - сдерживание и предотвращение войны, исключение силового давления на Российскую Федерацию.
На момент создания ССС нет необходимости в проведении дополнительных преобразований в РВСН, МСЯС и АСЯС. Своими постоянно боеготовыми частями они включаются в состав стратегических сил сдерживания РФ.
С целью повышения надежности и гарантированности ответно-встречного и ответного ядерных ударов, своевременного принятия решения на применение СЯС, повышения их живучести при преодолении противоракетной обороны агрессора, в состав ССС включаются Военно-космические силы, силы ракетно-космической обороны (система предупреждения о ракетном нападении - ПРН, система контроля космического пространства и противокосмической обороны - ККП и ПКО, система противоракетной обороны - ПРО) и часть войск ПВО.
Включение Военно-космических сил в структуру ССС не несет в себе каких-либо принципиальных организационных и технических трудностей в силу их традиционной общности с РВСН и практически единой промышленной, полигонной и учебной базы, а также исключает сколь-нибудь существенные дополнительные затраты.
Включение в состав ССС систем ПРН, ККП и ПКО, а также ПРО может быть осуществлено с сохранением их боевого предназначения, структуры и системы боевого управления.
Структурная достаточность ССС в составе РВСН, МСЯС, АСЯС, Военно-космических сил, войск РКО подтверждается возможностью самостоятельного выполнения ими поставленных боевых задач в основных сценариях военных действий.
При создании ССС необходимо учитывать, что РВСН являются главным компонентом СЯС и составляют основу их ядерной мощи, поэтому они должны стать основой стратегических сил сдерживания РФ.
При объединении различных сил и средств в единую стратегическую систему исключительно важное значение приобретает система управления. В основу системы боевого управления ССС необходимо положить систему централизованного боевого управления РВСН как наиболее развитую в Вооруженных силах России. Другие виды ВС (рода войск) не имеют потенциальной возможности управления стратегическими ядерными силами (планирование, перенацеливание, доведение приказов непосредственно до оружия). Управление ССС в целом и СЯС в частности может быть осуществлено без потери времени и эффективности, практически без больших затрат с одного из пунктов управления Ставки ВГК или Генерального штаба. Для реализации этого варианта оперативного управления СЯС на выбранном пункте управления потребуется разместить оперативный персонал и группу боевого управления ССС.
В качестве запасных командных пунктов ССС целесообразно использовать ЦКП РВСН, а также другие объекты ракетных войск, имеющие возможность управления всеми компонентами СЯС.
ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
С учетом сложившейся обстановки в РФ и реального состояния СЯС, а также существующих трудностей с финансированием войск и военно-промышленного комплекса, представляется целесообразным создание стратегических сил сдерживания проводить постепенно, в несколько этапов, с минимальными затратами, не снижая боевой готовности всех компонентов российской стратегической триады.
1-й этап (9-12 месяцев):
- указом президента РФ Бориса Ельцина объявляется о создании стратегических сил сдерживания Российской Федерации и назначении главнокомандующим ССС главнокомандующего РВСН, на которого возлагаются обязанности по созданию Оперативного командования ССС (совместно с Генеральным штабом ВС РФ) и подготовке предложений по предназначению и боевому составу, организационной структуре стратегических сил сдерживания, направлениям их строительства, принципам, формам и способам боевого применения ССС. В этот период Главный штаб РВСН будет выполнять функции Главного штаба ССС.
2-й этап (9-12 месяцев):
- создается Главный штаб ССС, главные управления, управления и службы, научно-технический комитет и тыл ССС:
- формируются основные и запасные КП (пункты управления) ССС;
- разрабатываются оргштатная структура, решаемые задачи и функциональные обязанности главных управлений, управлений и служб;
- сокращаются дублирующие управленческие структуры.
3-й этап (9-12 месяцев):
- уточняются принципы, формы и способы боевого применения ССС;
- вырабатываются направления и масштабы дальнейшего сокращения стратегических ядерных вооружений;
- создается единая система обеспечения поддержания боевой готовности и организации боевого дежурства;
- разрабатывается единая техническая политика развития сил и средств сдерживания;
- отрабатываются вопросы взаимодействия и прикрытия.
Таким образом, в течение 2,5-3 лет может быть осуществлен переход от СЯС к стратегическим силам сдерживания.
P.S. Как выяснилось, мой комментарий порталу "Кирилл и Мефодий" (КМ.Ру) по поводу создания в США Командования глобального удара размещен на сайте Компартии Российской Федерации в качестве официальной позиции КПРФ
http://kprf.ru/international/69784.html