Программа "Экспертиза" на "Голосе России"
Пылающая Россия: в огне как на войне
Теги:
Общество,
Русская служба,
Вооруженные силы РФ,
стихия,
В России,
жара,
Саров,
лесные пожары в России,
пожар,
Игорь Коротченко,
Максим Шалыгин,
«Экспертиза»,
лесМаксим Шалыгин
9.08.2010, 18:48
Ситуация с лесными пожарами в России остается критической. Как можно обуздать стихию? Какие новейшие разработки в борьбе с огнем предлагают российские ученые? Что думают специалисты о "климатическом оружии" США?
Гость программы "Экспертиза" - Игорь Коротченко, главный редактор
журнала "Национальная оборона", член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации.
Ведущий - Максим Шалыгин.
Шалыгин: Здравствуйте, друзья! Традиционно по пятницам в студии рядом со мной Игорь Юрьевич Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона", член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. Добрый вечер! Спасибо, что пришли.
Коротченко: Добрый вечер! Хотя вечер не очень добрый, судя по тому, что творится у нас за окном.
Шалыгин: Только что в выпуске новостей мы слышали, что президент России Дмитрий Медведев проснулся утром, а все в дыму. И вроде бы надеялся российский лидер, что вчерашний день станет переломным, и станет лучше дышать, однако не случилось. Без комментариев, что называется. Собственно, с погоды и начнем. Давно уже, две недели, для семнадцати регионов России - это почти пятая часть территории всей страны - разговоры о погоде престали быть неловким элементом светского разговора, а стали насущной проблемой.
Что мы имеем на сегодня? Только что слышали в выпуске новостей о формировании международных авиационных сил для тушения пожаров. В семнадцати регионах страны
бушует стихия. Тушением пожаров в России занимаются более полутора тысяч добровольцев. Пятьдесят авиационных рейсов все еще не могут вылететь из московских аэропортов. Только в Подмосковье сгорело четыре тысячи гектаров леса. Как-то устрашает.
Коротченко: То, что мы имеем сегодня, это масштабная катастрофа, которая вызвала драматические экологические последствия. Надо называть вещи своими именами - это катастрофа в результате засухи. И самое печальное, что мы пока не видим
изменения ситуации к лучшему, я имею в виду, в плане погодных и климатических условий, которые обуславливают, в том числе, и масштабное наличие очагов огня в регионах России.
Те кадры, которые мы видим по телевидению, на самом деле, ужасают. Потому что последний раз мы такое видели во время Великой Отечественной войны. Полностью сожженные деревни, одни трубы торчат. Несчастные домашние животные, которые чудом уцелели. Люди, роющиеся в пепле, которые ищут остатки своих пожитков. На самом деле, конечно, ужасающая ситуация. В перспективе у нас очевидно будут проблемы с продовольствием. Потому что надо понимать, что введенный правительством
закон на запрет экспорта зерна...
Шалыгин: Интервенция, так называемая, о которой говорил Минсельхоз.
Коротченко: Нет, речь идет, прежде всего, о запрете вывоза зерна за рубеж.
Шалыгин: Но это часть тех же...
Коротченко: Мы видим, что продовольственная проблема может обостриться. И самое главное, что эту ситуацию надо достаточно быстро пытаться решить. Я мог бы предложить несколько простых, понятных, быстро реализуемых рецептов. Российский оборонно-промышленный комплекс имеет прекрасную разработку. Это так называемая пожарная бомба, которая представляет собой 500-килограммовый боеприпас, сделанный из легких пластмассовых конструкций. Принцип его работы заключается в следующем. На очаг пожара самолет типа ИЛ-76 может сбросить несколько десятков авиационных бомб. Так тушить лес можно целыми гектарами. Принцип работы очень простой: взрывная волна сбивает пламя, в том числе и верхового пожара, и сразу же после этого осуществляется распыление специальных реагентов. И все - пожара нет.
Шалыгин: Игорь Юрьевич, это серия или единичные образцы?
Коротченко: Это инновационная разработка, которая у нас до сих пор не профинансирована.
Шалыгин: Понятно. Значит, этого нет.
Коротченко: Это может быть, если премьер-министр Путин... Мы видим, как он оперативно реагирует на ситуацию. Блоггер написал, попросил рынду.
Шалыгин: Это шутка.
Коротченко: Это шутка. Но я хочу сказать, что на правительственном уровне решение может быть принято очень быстро. Дается поручение, выделяются деньги - в течение месяца пошла серия. И мы, без участия людей, без возможных жертв при пожаре, начинаем тушить пожары, сбрасывая специальные противопожарные бомбы с воздуха.
Шалыгин: Игорь Юрьевич, все замечательно. Полностью с вами согласен. Что меня останавливает в моем оптимизме? Прочитал на лентах информационных агентств, по-моему в Туле, приступили к производству специальных ранцев для того, чтобы человек локально мог тушить пожары. Это - с одной стороны. С другой стороны, опять-таки прочитал, что синоптики молятся на то, что после 10 августа пойдут дожди. Понимаете?!
Коротченко: Призывы к коллективному молению о ниспослании дождя, мне, извините, напоминают определенные книги, которые мы читали, и определенные фильмы. Я вспоминаю "Праздник Святого Йоргена", "12 стульев", "Золотого теленка" - это все из этой серии. Необходима нормальная деятельность органов государственного управления и соответствующих подразделений на местах.
Шалыгин: Согласитесь, что молящиеся синоптики - это оптимистично.
Коротченко: Максим, у меня это вызывает только приступ гомерического хохота. На самом деле, ситуация была ясна еще месяц назад. Мы с вами говорили в прошлой передаче. Набор мнений и методик был очевиден. Масштабное использование вооруженных сил, как это было в 1972 году.
Шалыгин: Давайте о вооруженных силах. Буквально накануне -
массовые отставки по линии военно-морского флота. Сгорел - дальше я будут все читать, все это случилось еще 29 июля - Коломенский район, это Подмосковье. Авиатехническая база военно-морского флота в Коломенском. Что там сгорело?
Коротченко: Это имеется в виду под Коломной. Не то Коломенское, которое у нас в черте Москвы.
Шалыгин: Значит, сгорел штаб, финансовая часть. Как финансовая часть может остаться во время пожара? Это еще Зощенко замечательно описывал. Я думаю, деньги как раз уцелели. Но по документам может быть всякое. Клуб, два бокса автомобильного парка, тринадцать хранилищ с авиационным имуществом различного назначения. Чтобы это было - понятно. Это 200 самолетов. Дальше, 17 открытых площадок для хранения техники вместе с автомобилями. Опять-таки, помните, Зощенко - "манто завалилось". Сюжет был замечательный.
В этот же день, 29 июля, пришло сообщение, что произошел сильный пожар на территории базы хранения имущества ВДВ, расположенной в Московском военном округе. Это как понимать? Отставки. Понятно, что неполное служебное соответствие. Президент Медведев заявляет о решительных мерах. А потом пошло... Вы мне военную логику объясните. Я читаю сообщение: "военно-морской флот организовал круглосуточное патрулирование". А раньше что? Пожарные в военных арсеналах перешли на казарменное положение из-за пожаров. Восемь тысяч военнослужащих, 679 единиц специальной техники и даже один вертолет военно-воздушных сил.
Коротченко: Максим, пожары не щадят никого. Когда идет верховой пожар, пламя может переноситься на сотни метров. И невозможно делать вокруг военных объектов выжженную пустыню, но можно сделать пожарозащитную полосу, провести выкорчевывание кустарников, уничтожить траву. Понимаете, когда идет верховая стена огня, пламя может перенестись на сотни метров вперед. Это стихия. Конечно, это трагедия, что это произошло. Но в данном случае, когда говорим о таких массовых наказаниях военных... Тут спорный вопрос. Точно такую же логику можно применить и к МЧС, и к МВД, и к губернаторам соответствующих областей, которые не приняли меры. Просто здесь военные объекты стали заложниками ситуации.
Но я, вместе с тем, хотел бы отметить и другое. То, что сегодня армия активно включилась в борьбу с пожарами. Мы помним, тридцатого числа состоялась встреча Сердюкова с президентом Медведевым. Было дано поручение привлечь вооруженные силы. В части регионов проводится мобилизация резервистов, которые патрулируют районы лесных массивов вблизи особо важных объектов инфраструктуры и стратегических предприятий. Армия непосредственно ведет борьбу, используя инженерную и специальную технику на таких, например,
направлениях, как Саров. Именно армейские подразделения остановили приближение огня к федеральному ядерному центру....
Слушайте полную версию программы
http://rus.ruvr.ru/2010/08/09/15094592.html Скачать