© фото ВМС США
Со времен Второй мировой войны авианосец в ВМС США остается capital ship. Данный термин можно перевести как «самый главный корабль флота». Capital ship по совокупности своих характеристик превосходит любой другой класс кораблей и занимает доминирующее положение в военно-морской стратегии государства. Анализ опыта использования авианосцев на современном этапе и перспектив их развития позволяет предположить, что они сохранят за собой этот статус в обозримом будущем.
ОТ «БУРИ В ПУСТЫНЕ» К «ИРАКСКОЙ СВОБОДЕ»
На протяжении последних десятилетий «холодной войны» ключевой задачей авианосной компоненты ВМС США была подготовка к крупному вооруженному конфликту с Советским Союзом. Авианосцы должны были обеспечить господство на море и беспрепятственное использование морских линий коммуникаций кораблями США и их союзников в условиях противостояния советскому флоту, мощь которого к середине 1980-х гг. достигла своего пика.
Первая война в Персидском заливе 1991 г. перевернула представление американского военного и политического руководства о принципах использования авианосцев и флота в целом. Адмирал Уильям Оуэнс, который командовал в то время Шестым флотом, полагал, что «для ВМС, более чем для какого-либо другого вида ВС, «Буря в пустыне» была крестной матерью изменений».
В ходе данной операции ВМС США не пришлось бороться за господство на море и в воздухе. Напротив, ключевой задачей флота стало участие в нанесении массированных ударов по береговым целям c использованием высокоточного оружия, что не входило ранее в список его приоритетных задач. Операция «Буря в пустыне» ознаменовала начало революции в военном деле, но на массовое внедрение новых технологий и трансформацию авианосной компоненты флота ушло почти десять лет.
(Читать статью полностью...)