Цели определены, задачи поставлены

Mar 20, 2013 23:28


Сегодня по приглашению Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ я принял участие в работе военно-промышленной конференции "Актуальные вопросы развития ОПК России". Присутствовал цвет российского обороннно-промышленного комплекса: главы крупнейших холдингов и корпораций - "Ростехнологий", ОАК, ОСК, Концерна ПВО "Алмаз-Антей", Корпорации "Тактическое ракетное вооружение", Корпорации "Московский институт теплотехники", директора ведущих предприятий ОПК, известные ученые и военачальники, депутаты.

А вот "председателя" ВЭС ВКО Игоря Ашурбейли на мероприятии не было - наверное, он в это время разрабатывал план обороны Земли от астероидов или же помогал frau Ashurbeyli в ее бизнес-интересах в Австрии. А может, отмечал годовщину выхода в свет нашумевшей статьи "Всех врагов России перепьем!" , которая прославила Игоря Рауфовича. Страна может теперь гордиться самой длинной в Европе 140-метровой барной стройкой - мы снова впереди планеты всей!

Были вице-премьер Дмитрий Рогозин, глава Администрации президента РФ Сергей Иванов, министр обороны Сергей Шойгу, глава Минпромторга Денис Мантуров, руководитель Росатома Сергей Кириенко, министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов. Мероприятие открыл председатель правительства России Дмитрий Медведев, вручивший государственные награды оборонщикам.

Каждый участник конференции получил журнал "Национальная оборона".




Затем с большим докладом на конференции выступил председатель ВПК Дмитрий Рогозин.




Основные тезисы доклада Д.О. Рогозина

Мы не можем не видеть того, что происходит в мире. Военная сила по-прежнему востребована, а угроза ее применения является ключевым фактором воздействия при решении глобальных политических и экономических вопросов.Никуда не исчезли и рудименты Холодной войны - как организационные - типа НАТО, так и пропагандистские - типа русофобии. Западная цивилизация в условиях обмеления ресурсов не собирается отказываться от того уровня потребления, к которому она давно привыкла, а это будет означать новое ужесточение мировой борьбы за доступ к этим ресурсам.

Тем временем на арену глобальной борьбы выходят новые гиганты с соответствующими гигантскими амбициями. А потому 21 век не покажется нам легкой прогулкой по проспекту. Пожимая руку своим партнерам стальным кулаком в лайковой перчатке, Россия должна демонстрировать миру свою твердую решимость отстаивать мир и своё в нем достойное место.

За нас никто нашу работу не сделает. Родина выделила на оборонно-промышленную политику страны большие деньги. Это народные деньги. Народ вправе знать, что потратим мы их эффективно, и результатом нашей работы будет не только стабильная и своевременная поставка в войска современных ВВСТ, но и в целом - новая индустриализация России. И сделать это без учета опыта работы советской ВПК, оборонных отраслей советской промышленности, без извлечения и усвоения уроков прошлого периода - невозможно. И здесь бы я остановился на следующих извлеченных уроках.

Итак. Урок первый: это успешный опыт применения принципа программно-целевого планирования. В период с 1963 г. по 1990 г. в СССР была отстроена четкая система организации взаимодействия МО и промышленности по концептуальным вопросам создания ВВСТ на основе программно-целевого планирования. Она предусматривала:
- прогноз развития ВВСТ вероятного противника;
- оценку научно-технических и производственных возможностей отечественной промышленности;
- формирование долгосрочной программы создания ВВСТ;
- составление перечня необходимых НИР и ОКР.

Эта работа выполнялась совместными усилиями - предприятиями промышленности под руководством головных НИИ и институтами Министерства обороны. При этом промышленность в большей мере акцентировала внимание на научно-техническом и промышленном потенциале, тогда как институты Минобороны развивали стратегическую и тактическую составляющие действий по предотвращению угроз со стороны вероятного противника.

Информация обеих сторон процесса интегрировалась на верхних этажах государства, где и принималось окончательное решение.
Тактико-технические задания на образцы ВВСТ, все этапы проектов образцов проходили обязательную экспертизу в головных институтах оборонных отраслей, что позволяло находить разумный компромисс между желаемым и возможным.

После 1991 г. решение концептуальных вопросов прогнозирования и создания ВВСТ было полностью передано военному ведомству. Руководители видов ВС стали принимать решение о создании новых образцов в лучшем случае на основе обсуждения с главными конструкторами, каждый из которых был заинтересован в создании образца только по профилю его КБ. Результат - многотипье, дублирование, распыление средств и, как итог, отсутствие серийного строительства.

К сожалению и поныне система бюджетирования во многом предусматривает разделение установленного военного бюджета между видами вооруженных сил с предоставлением командованию видами права распределения средств в интересах своего вида. Такой способ подготовки оборонного бюджета неэффективен - правильные решения о выборе основных систем оружия могут быть приняты только исходя из стратегических целей в области национальной безопасности, но никак не из задач отдельного вида вооруженных сил.

Второй извлеченный урок: нам надо действительно разобраться с угрозами на стратегических направлениях, четко определить, кто и какой у нас противник и оформить такие сочетания вооруженных сил и военно-технических средств, которые смогут воспрепятствовать этим угрозам - как симметрично, так и ассиметрично. Только после этого можно понять, какие вооруженные силы нам предстоит построить, какова при этом миссия конкретного вида вооруженных сил, какие военно-технические решения искать и какие исследования заказывать.

На базе общего видения будущих военных конфликтов должны формироваться типовые ситуации применения вооруженных сил для каждого из этих конфликтов на различных его стадиях и этапах. Обоснование потенциального гипотетического облика нового средства вооруженной борьбы должно проводиться на основе глубокого и всестороннего анализа этих типовых ситуаций. При этом - после завершения формирования облика этого изделия - необходимо оценить его техническую реализуемость.

Рассмотрим вопрос парирования угроз с точки зрения организации на них военно-технического и оборонно-промышленного ответа.
Условно эти угрозы можно разделить на три типа:
- Исходящие от более сильного противника или даже коалиции агрессивных государств;
- Угрозы, исходящие от равного нам по силе противника;
- И угрозы со стороны более слабого противника, коим может оказаться как государство с безответственным авантюристическим режимом, так и вовсе не государство, а вооруженные бандформирования или, как их называют на Западе, «повстанцы».

Понятно, что в каждом конкретном случае речь пойдет о совершенно разных масштабах и способах ведения вооруженной борьбы, а, значит, о выборе различных инструментов отражения агрессии. Но есть один универсальный инструмент, который нам понадобится при всех возможных сценариях развития ситуации. У нас огромная страна с протяженными границами и одновременно сложная демографическая ситуация. По самым оптимистичным оценкам, для того, чтобы быть готовым отразить все возможные угрозы, наша армия должна быть в 5 раз больше. Но это невозможно. Следовательно, нужно в первоочередном порядке создавать вооружение, позволяющее нашему солдату воевать за пятерых, видеть врага раньше, чем он нас увидит, поразить его надежнее и на большем расстоянии, чтобы он не успел поразить нас. И именно на создании техники подобного рода, универсально применимой при всех возможных сценариях, мы предлагаем в первоочередном порядке сосредоточить материальные и людские ресурсы.

Эти средства вооруженной борьбы должны создаваться на принципах роботизации и автоматизации. Как вы понимаете, речь идет о беспилотных воздушных, наземных, надводных и подводных комплексах вооружения. Они должны создаваться с опорой на автоматизированные средства разведки и целеуказания (радиолокационные, радиотехнические, оптические активные и пассивные всех диапазонов) и быть увязанными в единые комплексы.

Что касается группы предприятий, специализирующихся на создании средств стратегического сдерживания, то им предстоит сосредоточиться на отработке принципиально новых, оригинальных идей, которые в корне изменят наше представление о боевых действиях в глобальной войне. Эти идеи еще нужно сформулировать и воплотить их в металл в виде демонстрационных образцов. Это позволит сформировать научно-обоснованный взгляд на формы и методы вооруженной войны с более сильным противником.

Третий урок. Наши отцы оставили нам фундаментальную науку и 30-летний научно-технический задел, позволяющий до сих пор черпать в нем знания и технологии для создания современных вооружений. Но его запасы стремительно таят. Теперь уже нам надлежит заложить в закрома Родины интеллектуальное богатство нашей науки и инженерной мысли.
Надо немедленно восстановить методологию создания образцов вооружения и военной техники, при которой ход разработки конкретного образца можно проследить от проведения фундаментальных исследований через прикладные и опытно-конструкторские работы до серийного производства.

Первым этапом на пути решения этой проблемы могла бы стать реализация подготовленного Российской академией наук и Научно-техническим советом ВПК проекта Программы фундаментальных и поисковых научных исследований в области обеспечения обороны и безопасности. Организационно данную программу мы планируем реализовывать в рамках ФЦП ОПК с тем, чтобы ее заказчиками от промышленности были генеральные конструктора, а научные институты обеспечивали бы ее реализацию, создавая задел на будущее.

К решению этой задачи считаю целесообразным привлечь Фонд перспективных исследований, попечительским советом которого проводятся необходимые организационно-штатные мероприятия по развертыванию его деятельности. В этой связи хотел бы высказать недоумение появлением информации о подготовке поправок к Положению “О премиях Правительства РФ в области науки и техники”, которыми предлагается уполовинить премии, вручаемые за выдающиеся научные достижения в интересах обороны и безопасности. Мы в Правительстве таким новациям рады не будем и их не ждем.

Четвертый урок - “кадры решают всё”. Кадровая проблема в ОПК сейчас является главной. От того, как и когда она будет решена, зависит реализация всей нашей политики по развитию ОПК. В последнее время у нас появились первые поводы для осторожного оптимизма. На финишной прямой находится работа над проектом Программы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров на период 2013 - 2020 годов. Ее реализация предусматривает софинансирование при подготовке кадров со стороны ведущих организаций ОПК.

На особом контроле Правительства и его ВПК находится вопрос создания системы дополнительного профессионального образования. Она позволит нам в течение 7 лет осуществить переподготовку и повысить квалификацию около 200  тысяч инженерно-технических работников ОПК.

Безусловно, сегодня важным в решении кадровой проблемы ОПК становится повышение уровня жизни работников в оборонном секторе, который определяется, прежде всего, уровнем заработной платы и предоставляемым социальным пакетом.
Здесь следует отметить тесную взаимосвязь между объемами государственного оборонного заказа, выполняемого организациями ОПК, и ростом доходов их работников. В частности, благодаря осуществляемым мерам по росту государственного оборонного заказа и господдержке системообразующих, стратегических организаций ОПК заработная плата работников ОПК за последние три года возросла почти в 1,4 раза. При условии сохранения объемов закупок вооружения, военной техники к 2015г. в военно-промышленном комплексе прогнозируется повышение заработной платы в 1,5 раза, а к 2018 году - в 2 раза по сравнению с 2011 годом.

В настоящее время организации ОПК испытывают потребность в специалистах различного профиля. Большинству организаций требуются инженеры различных специальностей, преимущественно инженеры-конструкторы (22 процента) и инженеры-технологи (17 процентов). Также имеется потребность в работниках рабочих профессий, среди которых острая нехватка токарей, слесарей и наладчиков станков (до 40 процентов). Эти кадры нужно искать как в стране, так и за рубежом. Мы поддержим вас в решении вопроса ускоренного оформления высококвалифицированным специалистам вида на жительство, права на работу и даже российского гражданства. В конце концов, нам нужна именно такая трудовая миграция, а не полчища нелегалов.

Пятый выученный урок - это урок математики. Вы видите, как в целях эффективного выполнения ФЦП ОПК и снижения негативного влияния финансовых "пиков" Правительством оперативно реализуются меры государственной поддержки тех организаций ОПК, которые осуществляют инвестиционные проекты.

Федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрены государственные гарантии Российской Федерации в 2013 году на реализацию проектов ФЦП ОПК с использованием кредитов на сумму 31,5 млрд. рублей и субсидии в размере 441,6 млн. рублей.

Дополнительно в соответствии с решением Правительства организациям ОПК предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции. В федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на эти цели предусмотрены средства в 2013-2015 годах в размере 3 млрд. рублей.
В интересах создания и производства нового поколения вооружения и военной техники мы будем разжигать конкуренцию в конструкторской мысли и технологическом исполнении, активно завлекая в реализацию гособоронзаказа частный национальный капитал.

В Военно-промышленной комиссии нами создан Совет по ГЧП. Его работа позволит обеспечить более широкое, системное применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере ОПК, освежить состав участников исполнения ГОЗа, убить как класс монополистов-шантажистов и разделить риски государства с бизнесом в вопросах внедрения новых конструкторских и технологических решений.

В заключение, хочу отметить, какие задачи мы должны решить в ближайшей перспективе.

1. В течение 2013 года подготовить и принять всю необходимую нормативно-правовую базу под новую редакцию Закона “О государственном оборонном заказе”, которая позволит нам уже с 2014 года ввести в диалог Министерства обороны и промышленности гибкую систему контрактации сложной высокотехнологичной продукции.
2. Запустить работу Фонда перспективных исследований, с которым наша наука и промышленность связывает много надежд.
3. Приступить к реализации Программы фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности.
4. Сформировать новые кредитно-финансовые механизмы стимулирования промышленности.
5. Сформировать оптимальную структуру ракетно-космической промышленности и активно внедрять в оборонке идеологию создания центров компетенции, а также крупных эффективных интегрированных структур.

правительство РФ, Дмитрий Рогозин, оборонно-промышленный комплекс, журнал Национальная оборона, ЦАМТО, Военно-промышленная комиссия, Игорь Коротченко, ОПК, Центр анализа мировой торговли оружием, ВПК, Коротченко Игорь Юрьевич

Previous post Next post
Up