![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/167229822.13/0_b0e50_7ef78c1f_-2-XL.jpg)
фото из коллекции Александра Широкорада
Летом 1937 г. комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод Skoda в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Ствол пушки был лейнированный, а гаубицы - скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое.
Не удержусь от авторской реплики - на отчете комиссии какой-то «умник» из Артуправления подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус - нужно картузное». В конце 1930-х гг. «картузники» начали очередной поход против раздельно-гильзового заряжания.
В итоге советская сторона предложила фирме Skoda ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.
Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).
(Читать статью полностью)