Нас читают в Китае тиражем 2,8 млн. экземпляров!

Jul 09, 2010 00:19


Два ведущих средства массовой информации Китая - газета "Женьминь жибао" (официальный печатный орган ЦК КПК, тираж 2,8 млн. экземпляров) и правительственное информационное агентство "Синьхуа" обратились ко мне как  директору Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) с просьбой прокомментировать параметры военного бюджета России и гособоронзаказа.

Россия увеличит военные расходы

Объем финансирования новой российской госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, которая сейчас находится в стадии разработки, составит 13 трлн рублей, - заявил временно исполняющий обязанности начальника вооружений министерства обороны России генерал-лейтенант Олег Фролов. Эта цифра может быть увеличена до 20 трлн, прогнозирует директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. Хотя уже по итогам 2009-го года Россия заняла пятое место в мире по объему военных расходов, что дало повод разговором об исходящей от нее потенциальной угрозе.

Средства, которые планируется выделить, по словам Фролова, пойдут в основном на развитие стратегических ядерных сил, противовоздушной обороны и авиации. Это расходы на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, модернизацию старой и покупку новой техники и оружия. По словам премьер- министра РФ В. Путина, доля новой техники к 2020 году должна достичь 70-80 проц. Для этого планируется возобновить производство военно-транспортных самолетов Ан-124 "Руслан", завершить программы разработки самолетов Ил-112 и Ил-476, закупить боевые машины пехоты БМП-3М и модернизированные танки Т-90 А. Помимо этого будут финансироваться крупнейшие программы разработки военной техники - межконтинентальной баллистической ракеты "Булава", истребителя пятого поколения Т-50 и атомных подводных лодок проекта 955/955А/ 955У "Борей".

Однако покупать будут не только в России, но и за рубежом. Естественно, что в преддверии выборов крупномасштабные закупки импортного вооружения будут непопулярны. Пока что единственным лоббистом таких мер является министерство обороны, которому хочется быстрых, сиюминутных результатов, считает И. Коротченко. Сейчас контракты на импортное вооружение еще не носят крупномасштабного характера. В основном это контракт на закупку французских вертолетоносцев "Мистраль" /по словам Коротченко, не исключено, что в данной сделке может присутствовать определенная коррупционная составляющая, учитывая предрасположенность французских производителей платить откаты ради получения выгодных контрактов/, израильских беспилотников, а также итальянских бронемашин "Iveco". Также есть попытки покупки технологий для внедрения в России, сообщил И. Коротченко. Всего на эти цели будет, по экспертным оценкам потрачено не более 100 млрд рублей. Сейчас траты на импортное вооружение, как правило, не зависят от общего финансирования госпрограммы, на эти цели просто выделяются разовые транши.

При этом сухопутные войска получат недостаточное финансирование для покупки современной техники и оружия. Для того, чтобы был соблюден баланс и перевооружение коснулось всех родов войск, министерство обороны настаивает на увеличении объемов финансирования до 36 трлн рублей. Но это требование не может быть выполнено, считает И. Коротченко. 19-20 трлн – потолок возможностей государства. А министерство обороны традиционно просит заведомо больше, чем рассчитывает получить.

Что же дает повод относить Россию к наиболее потенциально опасным странам? И насколько реальна исходящая от нее угроза? Военные расходы России в 2009 году, согласно данным Стокгольмского международного института исследования мира /SIPRI/, составили 1, 637 трлн рублей - 4,19 проц ВВП и около 10 проц от общего объема расходов государственного бюджета. Это и дало право поставить Россию на пятое место. Для сравнения, военные расходы США, которые ведут войны в Афганистане и Ираке и военные действия в Пакистане, в среднем составляют 4,6 проц ВВП в год; у Франции этот показатель составляет 2,6 проц, у Великобритании - 2,4 проц, у Индии - 2,9 проц, а у Китая - 2,04 проц ВВП.

Однако в абсолютном значении, а не в доли по отношению к ВВП, этот показатель у России не так уж высок, тем более чтобы означать войну или плавное приближение к ней. И главное, необходимо учитывать саму структуру вооруженных сил Росии, считает И. Коротченко. Она построена в оборонительном ключе, в основном для парирования локальных и региональных угроз. Такая система не соответствует структуре вооруженных сил агрессора. Тем более, считают в Центре мировой торговли оружием, лишены основания разговоры о стремлении России стать настоящим противовесом НАТО. Ведь у НАТО 4,5-кратное превосходство в численности вооруженных сил. Главной сдерживающей силой по отношению к НАТО и Китаю для нас остается ядерное оружие.

А перевооружение обычных вооруженных сил необходимо для сдерживания угрозы со стороны южного направления. Этими угрозами явились конфликт с Грузией, и общая часто неспокойная обстановка на Кавказе и в Центральной Азии, и экспорт нестабильности из Афганистана, говорит о целях модернизации вооружений И. Коротченко. Вообще дело просто в том, что надо модернизировать армию для поддержания ее сущестовования. Сейчас доля современных систем вооружения в российской армии составляет всего 10 проц, подсчитали в Центре анализа мировой торговли оружием. Но темпы поступления современных систем в войска гораздо ниже, чем в Китае, не говоря уже о НАТО.

Оригинал данного материала на русском языке  http://russian.people.com.cn/31519/7057324.html#
Для тех, кто владеет китайским языком  http://www.people.com.cn/

Игорь Коротченко, гособоронзаказ, российская армия, вооруженные силы РФ, мировая торговля оружием, ГОЗ, ЦАМТО

Previous post Next post
Up