Без оглядки на Запад

Jun 20, 2012 09:07


 Мой комментарий для газеты "Московские новости"

Недолетевший голландец
20 июня 00:05  | 
Александр Баранов, Игорь Крючков, Александр Садчиков
Корабль, заподозренный Англией в перевозке советских вертолетов в Сирию, не прошел Ла-Манш

Грузовое судно «Алаид» российского перевозчика FEMCO, на борту которого, по мнению англичан, находились предназначенные для Сирии старые советские вертолеты Ми-25, остановлено у берегов Великобритании. По словам министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга, оно отправилось назад в Калининград. Эксперты предполагают, что эта малопонятная история усложнит отношения между Россией и Западом по сирийской проблеме и обострит политические игры вокруг проблемы урегулирования.

Как сообщает The Daily Telegraph, в пятницу вечером службы безопасности Великобритании предупредили британскую страховую компанию Standard Club, что застрахованное ею судно "Алаид", возможно, перевозит оружие в обход санкций ЕС. По их сведениям, на борту судна находятся военные грузы, в том числе вертолеты Ми-25 для Сирии.  Введенные Европейским Союзом санкции запрещают не только поставлять вооружения Сирии, но и обслуживать такие поставки, в том числе страховать их. Standard Club решил не рисковать и корабль страховки лишил.

В этот момент судно направлялось к проливу Ла-Манш. «Нам сообщили, что «Алаид» обвиняется в транспортировке военных грузов для Сирии, и мы уже уведомили владельца о том, что страховка судна автоматически аннулирована в связи с характером его рейса», - говорится в опубликованном в понедельник официальном заявлении Standard Club.

Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил вчера, что российское судно «Алаид», на котором, по его словам, перевозились вертолеты Ми-25, предназначенные для Сирии, возвращается в Россию.

В «Рособоронэкспорте» «МН» заявили, что не комментируют передвижения собственных грузов, посоветовав обратиться в транспортную компанию, а также в МИД. Компания FEMCO вчера была недоступна для комментариев. В МИДе посоветовали обратиться в Минобороны.  Председатель Общественного совета Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко заявил «МН», что «безотносительно этого инцидента можно сказать, что если вооружение и военная техника направляется в страну, которая не находится под санкциями Совета безопасности ООН, то любые действия в отношении такого судна незаконны». По словам эксперта, «для России единственным легитимным решением для запрета поставок оружия в ту или иную страну является решение Совбеза ООН». Коротченко сказал, что Россия поставляет Сирии исключительно оборонительное вооружение.

На прошлой неделе госсекретарь США Хиллари Клинтон выступила с резким заявлением, обвинив Москву в поставках Башару Асаду боевых вертолетов. Российский МИД это обвинение опроверг. «Мы сейчас завершаем выполнение давно подписанных и оплаченных контрактов. Все эти контракты касаются исключительно средств противовоздушной обороны», - заявил глава российского МИДа Сергей Лавров. Позже выяснилось, что Клинтон имела в виду не новые контракты, а обслуживание по старым контрактам на калининградском заводе проданных Сирии еще в 80-х и 90-х годах вертолетов Ми-25, Ми-24 и Ми-17.

Официальный представитель страховой компании подтвердил  «МН»  что аннулированы страховки не только корабля «Алаид», но и всех остальных судов FEMCO, застрахованных Standard Club. Представитель компании отказался раскрыть конкретный характер и источник информации, заверив, что Standard Club не получала каких-либо прямых указаний от правительственных органов. «Мы получили информацию и аннулировали страховку в соответствии с правилами компании...  Я не знаю, что это будет означать юридически для судна «Алаид», и что оно будет делать дальше.  Это нас не касается», - сказал «МН» представитель Standard Club.

Принадлежащий российской компании FEMCO теплоход «Алаид» зарегистрирован на Антильских островах  компанией Volcano Shipping и ходит под флагом Кюрасао  - субъекта федерации в составе Королевства Нидерландов.  Изначально  FEMCO сообщила на своем веб-сайте, что кораблем «Алаид» управляет датская компания United Nordic Shipping A/S.  Датчане же заявили, что соглашение с FEMCO не было реализовано. В понедельник FEMCO  официально подтвердила, что договор управления, заключенный с United Nordic Shipping A/S на предоставление коммерческого менеджмента т/х «Алаид», был расторгнут 18 июня, фактически не вступив в силу.

Представитель одной из морских торговых ассоциаций Европы, пожелавший остаться неназванным, заявил «МН», что на данном этапе проблема выглядит, прежде всего, как страховой конфликт. «Главная причина, по которой российское судно могло застраховаться у британской компании, - это цена. Российские страховщики не устроили владельца судна, и тот решил найти более приемлемый вариант», - считает он.

«Без страховки по морю не ходит ни один корабль, потому что риски в этой индустрии, действительно, серьезные, - рассказал собеседник «МН» из морской торговой ассоциации. - Теперь у владельца Alaed два варианта. Либо он доказывает британскому страховщику, что судно не нарушает режим эмбарго. Тогда команда корабля впускает ревизоров, и те досматривают груз с полного разрешения владельца. Либо владелец не будет разглашать, что находится на борту. Тогда ему придется искать другую страховую компанию. Если у владельца судна достаточно связей, то найти такую компанию, иностранную или российскую, несложно. Но, скорее всего, теперь ему придется доплатить существенную сумму».

Источник добавил, что у его ассоциации нет никаких данных о том, что груз на борту Alaed  действительно нарушает европейский режим эмбарго.

История с «Алаида» произошла в момент, когда страсти вокруг сирийской проблемы и так накалены. Российский президент Владимир Путин и его американский коллега Барак Обама на встрече в мексиканском Лос-Кабосе 18 июня подчеркнули необходимость реализации мирного плана спецпосланника ООН Кофи Аннана.  Однако успех этого плана под вопросом.

Игорь Коротченко, который одновременно возглавляет Центр анализа мировой торговли оружием, в беседе с «МН» высказал предположение, что слухи о Ми-25 на борту этого судна предназначены только для политической игры вокруг сирийского конфликта. Этими слухами могут воспользоваться державы, «которые стремятся изменить позицию России по Сирии или сорвать международную конференцию по сирийскому конфликту».

Постоянный адрес статьи: http://mn.ru/politics_foreign/20120620/321012574.html

Игорь Коротченко, Центр анализа мировой торговли оружием, журнал Национальная оборона, ЦАМТО, вертолеты, Сирия

Previous post Next post
Up