Программа "Экспертиза" на "Голосе России"
Эхо "Флотилии свободы": мир разошелся в оценках трагедии
Теги:
Русская служба,
Газа,
США,
израильско-палестинский конфликт,
Турция,
Сектор Газа,
«Экспертиза»,
Максим Шалыгин,
Израиль,
Россия,
палестино-израильский диалог,
Игорь Коротченко,
Палестинская автономия,
Ближний Восток,
За Рубежом,
Палестина,
Флотилия Свободы,
ПолитикаМаксим Шалыгин
4.06.2010, 15:41
Израильский штурм "Флотилии свободы" вызвал бурную реакцию по всему миру. Почему США оправдывают захватчиков, а Турция заявила, что "не простит этого нигогда"? Размышляют эксперты
Гость студии - Игорь Юрьевич Коротченко,
главный редактор журнала "Национальная оборона", член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации.
Ведущий - обозреватель Максим Шалыгин.
Шалыгин: Здравствуйте, друзья! Как и каждый четверг, у нас в студии - Игорь Юрьевич Коротченко. Добрый вечер! Спасибо, что пришли.
Коротченко: Добрый вечер!
Шалыгин: В выпуске новостей прозвучало заявление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о том, что Россия и впредь будет способствовать урегулированию в ближневосточном регионе
на общепризнанной международно-правовой основе. Цитата: "Наш принципиальный подход в этом вопросе остается неизменным. Результатом этой работы должно стать независимое палестинское государство, которое будет жить в мире с Израилем".
Напомню, что жертвами штурма израильским спецназом так называемой "Флотилии мира" стали
восемь граждан Турции и один американец. Тела погибших в четверг утром были доставлены в Стамбул из Израиля. И президент Турции Абдулла Гюль уже заявил: "
Турция не простит этого. Никогда наши отношения уже не будут прежними".
У меня вопрос. Хотите, можете дать политическую оценку происходящего. Но, прежде всего, как военного эксперта, я просил бы вас отметить военные компоненты. Что это за штурм? Что это за столкновение? Что это за блокада? Возможно ли было как-то избежать подобной трагедии?
Коротченко: Прежде всего, надо пояснить, вокруг чего весь сыр-бор. Есть сектор Газа. Это контролируемая палестинцами анклавная часть.
Шалыгин: Между Израилем и Египтом.
Коротченко: Территория, которая находится сегодня как бы под контролем Израиля. Но, тем не менее, Газа - это достаточно автономный анклав, который, вы совершенно справедливо сказали, имеет выход к морю, морскую границу, и выход к египетской границе. Вокруг чего, собственно, все разгорелось.
Мы помним, в свое время Советом безопасности Организации Объединенных Наций было принято решение о том, что на Ближнем Востоке учреждаются два государства: государство Израиль и палестинское государство. Но до сих пор эта принципиальная установка и соответствующая резолюция Совета безопасности ООН не выполнена в силу целого ряда причин. Израиль как государство существует де-факто и де-юре. Палестинское государство не существует. Первоначально лицом Палестины, палестинского движения был небезызвестный Ясир Арафат. Мы помним, как он приезжал сюда неоднократно в советское время.
Шалыгин: Он был большим другом Советского Союза.
Коротченко: Был большим другом Советского Союза. Он приезжал на похороны всех советских генсеков, скорбел вместе с нами. Мы Палестине помогали, в том числе, и во времена Советского Союза. Осуществлялась политическая, финансовая и военная поддержка. И военно-технические аспекты были, потому что оружие они где-то брали для борьбы, как они говорили, с израильскими оккупантами. На самом деле, действительно, существует большая проблема и трагедия палестинского народа, который не имеет своей государственности, хотя все решения международного плана были приняты.
Шалыгин: В Израиле даже существует поговорка, достаточно жесткая, что Моисей сорок лет водил евреев по оккупированным палестинским территориям.
Коротченко: Так вот.
Шалыгин: Что достаточно цинично.
Коротченко: Да. И в свое время Палестину представлял Ясир Арафат. Сначала он обретался по разным странам, весям и континентам. Затем он благополучно перекочевал непосредственно на Ближний Восток. И, в конце концов, в рамках соответствующих договоренностей была создана палестинская автономия, которую он и возглавил. Но после смерти Арафата произошли кардинальные изменения в том раскладе, который был. Я говорю достаточно упрощенно. Он заключается в том, что Арафат был признанным лидером палестинцев.
Шалыгин: Мирового уровня.
Коротченко: И мирового уровня. С ним встречались не только советские генсеки, но и американские президенты. Это был признанный лидер мирового уровня. Новая палестинская администрация, которая олицетворяла движение ФАТХ, не пользовалось таким безусловным уважением и признанием палестинской нации как Арафат. Поэтому возникли другие самостоятельные игроки. В частности, возникло движение ХАМАС, которое, кстати говоря, в свое время патронировалось Израилем. С той точки зрения, что Израиль не препятствовал созданию этого движения, потому что считал, что люди, в основном, будут работать с упором на религию, на просветительские проблемы. Но очень быстро выяснилось, что ХАМАС обрел реальную политическую силу.
Шалыгин: И военную силу тоже.
Коротченко: И военную составляющую. ХАМАС показало, что может при необходимости проводить определенные операции. Были и теракты, которые проводил ХАМАС. Не будем этого отрицать. Но ХАМАС сумел путем проведения законных выборов в секторе Газа победить, получил политическую поддержку и обрел определенные властные полномочия. Дальше, естественно, произошло выдавливание группировки, которая была связана с ФАТХ. Фактически с территории сектора Газа они ушли в другие палестинские анклавы, например, в Рамаллу. А ХАМАС все-таки путем выборов пришел к власти. И если Израиль, Соединенные Штаты Америки и их западные союзники называют ХАМАС террористической организацией, то российский МИД и российские спецслужбы, в частности, ФСБ, не относят ХАМАС к числу мировых террористических организаций.
Шалыгин: Давайте вспомним, что президент России Дмитрий Медведев встречался с руководством этой организации.
Коротченко: Совершенно верно. Более того, ведь ХАМАС официально осудил последние страшные теракты в России, и это совершенно четкая политическая позиция. Последние годы ХАМАС не проводит терактов в отношении Израиля. По крайней мере, нет таких громких терактов. Хотя, конечно, противостояние очень сильное. Израиль считает ХАМАС одним из своих главных противников - военных, политических. И, как известно, противостояние между Израилем и ХАМАС привело к тому, что с территории сектора Газа велись регулярные обстрелы территории Израиля так называемыми "Кассамами" - это самодельные неуправляемые ракеты, которые запускаются с территории сектора Газа.
Шалыгин: Ядерные рогатки.
Коротченко: Это не ядерные рогатки. Это просто ракеты. Даже не "Град", гораздо менее эффективные. Потому что делаются кустарным способом в подпольных мастерских. Палестинцы обстреливали Израиль. В ответ началась операция "Литой свинец". Мы помним, к чему она привела. После этого Израилем была введена полная блокада.
Шалыгин: В конце 2008 года.
Коротченко: Морская блокада. И Израиль надавил на Египет, чтобы он тоже ввел блокаду, потому что с помощью различного рода землеройных машин прокапывались подземные ходы, тоннели.
Шалыгин: Контрабанда.
Коротченко: Поставки оружия.
Шалыгин: И продовольствия.
Коротченко: Продовольствия и девиц легкого поведения из стран СНГ, как Израиль утверждает. Я не знаю, поставлялись ли они в сектор Газы, либо не поставлялись. Израиль утверждает, что девицы легкого поведения поставлялись. В конечном итоге, возникает такая ситуация. Есть
сектор Газы, где правит ХАМАС, который законным образом пришел к власти, правда, выдавив оттуда ставленников, так сказать, палестинского правительства. И симпатии очень многих мусульман и ряда стран, в частности, Турции, к своим единоверцам достаточно сильны для того, чтобы разблокировать ситуацию, когда по периметру сектора Газа Израилю построил бетонную стену, которую преодолеть фактически невозможно.
Шалыгин: Заметим, что, буквально, во вторник был открыт проход в связи со всеми этими событиями. Со стороны Египта.
Коротченко: Да, есть там КПП. Но на Мубарака оказывается достаточно сильное давление, в том числе по линии США, чтобы он не держал границу открытой. И был сформирован гуманитарный конвой, гражданские суда, которые пытались, во-первых, привлеч внимание мирового сообщества к ситуации вокруг сектора Газа, находящегося, фактически,
в полной блокаде. С другой стороны, конвой пытался доставить гуманитарные грузы. Израилю все это не нравилось. И была предпринята спецоперация.
Шалыгин: Штурм.
Коротченко: Израиль в международных нейтральных водах путем высадки десанта
осуществил силовой захват.
Шалыгин: На турецкое судно.
Коротченко: Произошел инцидент. Были жертвы. По последним данным, 19 погибших...
Оригинал данного материала
http://rus.ruvr.ru/2010/06/04/9086971.html