Об СНВ - для читателей одной из крупнейших японских газет

May 29, 2010 01:27



По просьбе японской газеты "Майнити" мною подготовлена статья на тему предстоящей ратификации подписанного в Праге российско-американского Договора о СНВ. Поскольку она предназначена для читателей в Стране восходящего Солнца (где они ознакомятся с ней в переводе на японский язык), публикую русский оригинал указанной статьи.

Россия  не намерена в обозримом будущем полностью отказаться от ядерного оружия, чтобы не утратить статус великой державы

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Министерстве обороны России

Договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений - один из важнейших международных документов современности, который призван упрочить мировую стабильность и  запустить практический механизм сокращения арсеналов двух крупнейших мировых держав, входящих в «ядерный клуб».

В соответствии с Договором зафиксировано три предельных уровня для стратегических наступательных вооружений России и США:
 - 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 
- 1550 единиц ядерных боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 
- 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.

Москва и Вашингтон обязались выйти на эти уровни через семь лет после вступления Договора в силу.

Остались российско-американские противоречия по вопросу ПРО, которую США намерены развернуть в Европе. Но не они сегодня определяют погоду на политической кухне в Кремле и Белом доме. Есть обоюдное желание приступить к скорейшим сокращениям избыточных ядерных арсеналов.

В ближайшие несколько недель новый Договор о СНВ должен поступить на ратификацию. В Москве никаких проблем в данном вопросе не ожидается: российское правительство, которое возглавляет Владимир Путин, уже одобрило Договор, о чем было официально объявлено 28 мая, а значит, процедура ратификации в российском парламенте будет носить сугубо технический характер, и пройдет без проблем.  В Вашингтоне процесс ратификации будет не таким гладким, но все же, есть надежда, что Договор о СНВ там также будет одобрен. Ведь он одинаково необходим как России, так и Америке.

В новом меняющемся мире ядерное оружие теряет прежнее значение для США, которые активно развивают весь спектр высокоточных обычных вооружений. Эти вооружения - стратегические крылатые ракеты морского и воздушного базирования, способны наносить точечные хирургические удары на удаленных от территории США театрах военных действий. Можно ожидать, что набор высокоточных средств поражения, которыми располагает Пентагон, будет расширен за счет переоснащения некоторого числа американских МБР на неядерные боеголовки, а также принятия на вооружение нового поколения гиперзвуковых боевых летательных аппаратов, которые смогут выполнять военные миссии как на больших высотах в воздушном пространстве, так и в ближнем космосе.

Москва же, прежде всего по экономическим и финансовым ограничениям, вытекающим из слабости российской экономики, не может позволить себе реализацию сопоставимых с США оборонных программ.

К тому же Россия находится в своеобразных геополитических тисках: с одной стороны, на Западе, это НАТО, имеющее более чем четырехкратный перевес над Российской армией в вооружениях и численности своих группировок, с другой стороны, на Востоке - миллиардный Китай, быстрыми темпами наращивающий свой военный потенциал и начинающий обращать взоры на огромные, малолюдные, но богатые природными ресурсами Сибирь и российский Дальний Восток. В этих условиях лишь обладание ядерным оружием и готовность к его применению в ответ на внешнюю агрессию, о чем записано в новой российской военной доктрине, позволяет России надеяться на то, что ей удастся сдерживать и НАТО, и Китай.

Идя на сокращения ядерных арсеналов по новому Договору о СНВ, Москва будет выполнять его за счет снятия с вооружения старых жидкостных МБР и стратегических подводных лодок, построенных еще во времена Советского Союза и подошедших к предельным срокам эксплуатации. В этом смысле подписанный в Праге Договор выгоден Москве, которой, так или иначе, предстоит в ближайшие годы утилизировать советское ядерное наследство. Ему на смену готовится новое поколение российских стратегических вооружений.

Основной баллистической ракетой для группировки Ракетных войск стратегического назначения должна стать многозарядная твердотопливная ракета РС-24 «Ярс» шахтного и мобильного варианта базирования, которая наряду с твердотопливной моноблочной МБР «Тополь-М» будет стоять на вооружении в ближайшие 30 лет.  Для морских стратегических ядерных сил разрабатывается твердотопливная многозарядная баллистическая ракета «Булава», которая поступит на вооружение новых стратегических подводных лодок класса «Борей». Первые пять таких ядерных субмарин будут базироваться в составе российского Тихоокеанского флота на Камчатке, в военно-морской базе Вилючинск. И, наконец, российская стратегическая авиация получит новую крылатую ракету Х-102 с ядерной боеголовкой,  дальность пуска составит свыше 5 тысяч километров.

Сбалансированные по боевому составу стратегические ядерные силы России, даже после всех сокращений, предусмотренных новым Договором о СНВ, позволят России оставаться полноправной великой державой. Что же касается дальнейших, более глубоких сокращений ядерных арсеналов, то Россия настаивает на том, чтобы за стол российско-американских переговоров сели также Великобритания и Франция, союзники Америки по блоку НАТО, осуществляющие единое ядерное планирование в рамках процедур, определенных соответствующими документами Североатлантического альянса. 

Игорь Коротченко, РВСН, Пражский договор, стратегические ядерные силы, газета Майнити, ядерное оружие, СНВ

Previous post Next post
Up