Превратности судьбы

Sep 05, 2011 21:38

Был я сегодня в одном высоком государственном учреждении (попросили подъехать), и там в книжном киоске купил только что вышедшую в свет книгу маршала Дмитрия Язова "Август 1991. Где была армия?"  Сижу сейчас, читаю. Впечатление тяжелое... Боже, какая бесхребетность.  Был министром обороны СССР, имел под рукой многомиллионную армию, и дал себя покорно арестовать на аэродроме по прилету из Фороса от Горбачева , ну просто как барана ведут на бойню.

Система ГлавПУРа и надзор КГБ начисто лишили советский генералитет каких-то волевых качеств  (во взаимоотношениях с партийным и государственным руководством). Всё помнили, что-ли, 37-й год? Впрочем, и Тухачевский с соратниками пошел на заклание покорно, как на бойне. Все признали и подписали...

Уважаю Виктора Семеновича Абакумова, начальника Главного управления контрразведки СМЕРШ, впоследствии министра государственной безопасности СССР (до 1951 года). Будучи арестован по доносу и подвергнут диким пыткам (от побоев он еще до расстрела стал глубоким инвалидом), ничего не признал и не подписал!  Красавец,  умница-чекист (переиграл в радиоиграх "Абвер"), с Лубянки домой на ул. Горького ходил пешком и без охраны, был простого происхождения и даже не имел высшего образования, а вот на тебе - вел себя  перед лицом смерти как прусский военный аристократ.

Так вот, помню, сразу же после назначения Язова министром обороны (после прилета Руста) в Москве была дикая жара, градусов за 30, а Язов издал приказ всем офицерам московского гарнизона ходить в кителях - и спустил облаву в виде патрулей комендатуры г. Москвы - а те звери были еще те!. Вот и ходили мы по Москве, обливаясь потом, а Язов рассекал на "ЗИЛе", тоже в кителе - он мерз от включенного кондиционера.

Нам в Управлении начальника войск связи и радиотехнического обеспечения ВВС (я тогда служил в Главном штабе ВВС на Б. Пироговской, 23)  объявили приказ НГШ ВВС - при выходе из кабинета в коридор - китель обязателен! Даже в туалет и столовую! Маразм... Дней пять так ходили, потом разум у начальника Главного штаба ВВС (все маршал авиации Г.П. Скориков мне вспоминается, а в 1987 г. был уже не он, просто запомнил, как мой начальник отдела  полковник О.А. Сиднев, вернувшись от Скорикова, рассказывал офицерам отдела о "впечатлениях") возобладал - по зданию разрешили передвигаться в рубашках. А на службу все лето 1987-го так и ездили в кителях.

В конце 1987-го года, когда меня перевели в Генштаб, иду я вечером к себе на 7-й этаж (министр сидел на 5 этаже), поворачиваю в коридор - и вдруг бац - метрах в  20 "по курсу" стоит Язов со свитой и чего-то громовым голосом вещает оцепеневшим и вытянувшимся в струнку офицерам ГОМУ (мы делили территорию то ли со 2-м, то ли с 3-м управлением ГОМУ, сейчас уж и не помню точно). Встретить вот так  министра обороны - дело экстраординарное.  Я обомлел, так так было известно, что Язов мог запросто повстречавшегося ему молодого офицера отправить "послужить" из Москвы в отдаленный гарнизон в ЗабВО или ДВО - без всякого объяснения причин: нарвешься  случайно "лицом к лицу" - и привет!  А Язов распалился, грубым командным басом внушает чего-то "ГОМУшникам", меня он не заметил. В таких ситуациях все решают мгновения - я попятился, боком-боком и назад!

А пару недель назад я встретил маршала Язова на передаче "Исторический процесс" у Сергея Кургиняна: был Дмитрий Тимофеевич старый, жалкий, больной, в форме нового образца (от Юдашкина) но с погонами Маршала Советского Союза. Шел по коридору шаркающей походкой, фуражку держал в руке, в глазах - тоска, весь подавленный такой.... Стало мне его жалко. Такие вот превратности судьбы.

Генеральный штаб, министр обороны, Вооруженные Силы РФ

Previous post Next post
Up