Вокруг гособоронзаказа: дискуссия на страницах еженедельника "Аргументы и факты"

Aug 03, 2011 20:43



В сегодняшнем номере популярного еженедельника "Аргументы и факты"  (№ 31, 2011 г.)   целая полоса отведена вопросам взаимоотношений в сфере гособоронзаказа между Министерством обороны РФ и оборонно-промышленным комплексом. Свою точку зрания по этой проблеме представили министр обороны Анатолий Сердюков, я как член Общественного совета при МО РФ, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, а также редакция "АиФ". Разговор получился интересным.

Битва за контракт

Отношения между Министерством обороны России и оборонно-промышленным комплексом никогда не были простыми, но этим летом они переросли в откровенную войну. Стороны сделали по залпу и замерли в ожидании: кого поддержит руководство страны?

Факты

Первый «выстрел» произвёл генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов, обвинивший Минобороны в том, что по его вине не будет выполнен государственный оборонный заказ этого года. Министр обороны Анатолий Сердюков в долгу не остался - обвинил МИТ в завышении цен на ракеты «Тополь-М» на 3,9 млрд руб. Президент Дмитрий Медведев встал на сторону военных: «Вы должны приобретать только качественную технику, причём по прозрачным ценам, а не по тем ценам, которые нравятся отдельным компаниям». Оборонка ушла в глухую оборону. «Хорошо Соломонову, - говорил «АиФ» на условиях анонимности один из руководителей российского ОПК, - у него 28 июня прошёл успешный запуск «Булавы» (тоже продукция МИТа. - Ред.), а 6 июля он «наехал» на Минобороны. Военным некуда деваться - под его продукцию заложена серия подводных лодок. А другим оборонщикам как жить?»

И правда, как? Об этом «АиФ» спросил у специалистов.

Игорь Коротченко, член Общественного совета при Министерстве обороны:

- Министерство обороны как основной заказчик вооружений и военной техники вправе выставлять свои требования по набору тактико-технических характеристик. Что касается стоимости оружия, то очевидно, что здесь интересы МО сталкиваются с интересами предприятий оборонно-промышленного комплекса. И договариваться можно только при условии полной прозрачности процессов ценообразования на продукцию военного назначения. Что странного в том, что военные хотели бы получать чёткую калькуляцию, из чего складывается конечная цена на один танк, бронетранспортёр, военный корабль?

Затраты на производство, безусловно, должны учитывать инфляцию в реальном секторе экономики. Но когда цена контрактов увеличивается на миллиарды... Например, стоимость многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск», головной лодки проекта 885, составила 47 млрд рублей. За следующую точно такую же лодку промышленность хочет уже 112 млрд! Минобороны готово платить большие деньги, но если ОПК хочет сегодня получить миллион за то, что вчера стоило вдвое меньше, причём без всяких объяснений, - это вызывает у людей в погонах вполне законные вопросы.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:

- В России существует довольно странная система госзакупок вооружений. Первые полгода предприятия ОПК делают технику для Рособоронэкспорта и только во вторую очередь - для российских Вооружённых сил. Ну и всё время подводит финансирование: Минобороны несвоевременно оплачивает работу ОПК. Из года в год военные перечисляют ассигнования во втором квартале, из-за этого предприятиям приходится брать кредиты у коммерческих банков под огромные проценты. И это для того, чтобы вооружить собственную армию. Скажете, бред? А для оборонщиков это норма жизни! Я уж не говорю о том, что коллективы оборонных предприятий, как все нормальные люди, хотели бы получать деньги уже в январе. Если этого нет, заводы всё время лихорадит, лучшие специалисты бегут в гражданский сектор. Соответственно падает качество - от изделий нашего ОПК отказываются уже страны третьего мира...

Выход из ситуации, на мой взгляд, только один. Военные слишком коррумпированы, чтобы им можно было доверить самостоятельный заказ техники. Я бы предложил создать отдельное Министерство вооружений, которое станет посредником между Минобороны и предприятиями ОПК, производящими танки, пушки и самолёты.

Комментарий «АиФ»

Недопонимание между военными и оружейниками для России не новость. «Скажите государю, - кричал в бреду лесковский Левша, - что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». Генералы его не услышали... Вот и в начале XXI века военные и оборонщики плохо слышат друг друга. Думают те и другие в первую очередь о таких важных для них вещах, как рентабельность, себестоимость и прозрачность... А вовсе не о таких «мелочах», как будет ли завтра у солдат Российской армии оружие для защиты страны. А ведь всё идёт к тому, что скоро стрелять будет нечем.

Например, гособоронзаказ на текущий год вообще не предусматривает закупки боеприпасов. С точки зрения «финансистов в погонах» вроде логично - при советской власти столько снарядов понаделали, что ими ещё пару мировых войн можно выиграть. Прекрасно, но только заводы по производству боеприпасов всё это время что будут делать - фейерверки?

* * *

Правда ли, что военные всё чаще делают ставку на технику импортного производства?

Н. Колобов, Ярославль

Отвечает Анатолий Сердюков, министр обороны:

- Безусловно, приоритет отдаётся отечественным вооружениям и технике, ведь это один из ключевых факторов, определяющих обороноспособность страны. В соответствии с утверждённой Госпрограммой вооружения на 2011 год запланированы закупки новых, ранее не поставлявшихся образцов - атомных подводных лодок проектов 955 «Борей» и 885м «Ясень»; самолёта Су-35С, а также нового космического аппарата «Гарпун» глобальной космической командно-ретрансляционной системы. Кроме того, будут продолжены закупки самолётов Су-27СМ и Су-34, вертолётов Ка-52, Ми-28Н, Ми-8, зенитной ракетной системы С-400 и ракетного комплекса «Искандер-М».

Вместе с тем по отдельному ряду номенклатур вооружения, например, вертолётоносцам типа «Мистраль», беспилотным летательным аппаратам, отечественный оборонно-промышленный комплекс пока не в состоянии обеспечить потребности Вооружённых сил. Поэтому оно закупается по импорту. При этом, получая современные образцы, мы одновременно приобретаем за рубежом новейшие технологии для организации собственного производства на территории России.

Оригиналы данных материалов  http://www.aif.ru/society/dontknow/6754  и   http://www.aif.ru/society/opinions/1701

см. также  Интервью Юрия Соломонова

Министерство обороны России, государственная программа вооружения, вооружения и военная техника, Юрий Соломонов, вооружения, Общественный совет при Минобороны РФ, новый облик вооруженных сил, оборонно-промышленный комплекс, ГПВ-2020, Вооруженные Силы РФ, Игорь Коротченко, гособоронзаказ, ОПК, Анатолий Сердюков

Previous post Next post
Up