Радиостанция
"Вести.ФМ" обратилась ко мне с просьбой прокомментировать возможные варианты использования кибероружия.
Киберпространство превращается в поле боя
Фото topwar.ru
Пентагон составил список кибервооружений и средств, включающий в себя вирусы, с помощью которых можно совершать диверсии в отношении ключевой инфраструктуры противника. Об этом сообщила газета the Washington Post, ссылаясь на неназванных представителей министерства обороны. Засекреченный список используется уже несколько месяцев и был одобрен другими ведомствами, в том числе ЦРУ. Подробности - в материале корреспондента
"Вестей ФМ" Сергее Ткачука.
Отныне США будут считать киберпространство таким же потенциальным полем боя, как сушу, море и воздух. Такой тезис содержится в опубликованной программной статье заместителя главы Пентагона под символичным заголовком "Защищая новое пространство". Еще осенью прошлого года в полную силу заработало киберкомандование США. Его возглавил генерал Кейт Александр. Структура, ставшая частью Агентства национальной безопасности, объединила все существовавшие ранее подразделения киберзащиты Пентагона. Сейчас в киберкоме работают около тысячи человек, но военные уже объявили о начале масштабной программы рекрутирования 10 тысяч специалистов соответствующего профиля. Часть из них будет обеспечивать безопасность не только военной и государственной инфраструктур, но и наиболее важных коммерческих объектов страны.
До недавних пор считалось, что кибероружие скорее виртуально, чем реально. Однако вирус Stuxnet, поразивший более 1000 центрифуг иранской АЭС в Бушире, пошатнул уверенность в относительной безвредности этого вида вооружения, говорит главный редактор журнала "Хакер" Никита Кислицин.
"Этот вирус заразил ряд производств в Иране, в том числе Бушерскую АЭС. И несколько месяцев из-за этого неправильно обогащался уран. Люди, которые это организовали, смогли добиться даже такой вещи, что операторы были уверены, что там правильно центрифуга крутится, но оказалось, что нет. Это отбросило ядерную программу Ирана на несколько лет. И в общем-то, это вполне можно сравнить и по результату, и по смыслу с какой-нибудь вооруженной операцией", - отмечает Кислицин.
Однако кибероружие может быть направлено не только на военно-промышленные объекты. Им можно поражать и гражданскую инфраструктуру, говорит главный редактор
журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
"Например, возможна атака на различные сайты и вывод из строя, скажем, сетей газораспределения, сетей водопроводов, сетей, которые управляют распределением и поставкой электричества, других критически важных объектов любой национальной инфраструктуры. Скажем, вывод из строя соответствующих серверов либо их загрузка различными вирусами может привести к масштабным инфраструктурным катастрофам", - поясняет эксперт.
Россия ответила на действия Пентагона, предложив международный договор о неприменении кибероружия. Он запрещал бы странам тайно развивать и применять друг против друга разные виды этого вооружения. Например, "логические бомбы", которые могут быть спрятаны в компьютеры, чтобы остановить их в критические моменты или повредить саму систему, или СВЧ-излучатели, которые могут "сжигать" компьютерные микросхемы на значительных расстояниях. Однако в США вежливо проигнорировали эту инициативу.
Оригинал данного материала и аудиозапись
http://www.radiovesti.ru/articles/2011-06-05/fm/3197