Военный эксперт Игорь Коротченко - об успехах и проблемах реформы российских вооруженных сил
Андрей Шарый
Взрывы на складах боеприпасов в Удмуртии и - неделю назад - в Башкирии; арест главного военного медика, генерал-майора, по обвинению в коррупции; скандал с армейским воровством на Дальнем Востоке, где консервы для солдат подменялись кормом для собак - на этом фоне проходит военная реформа в России.
О проблемах и достижениях модернизации вооруженных сил размышляет в интервью Радио Свобода редактор
журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко:
- Прежде всего, необходимо разделить факты, которые вы упомянули. Сначала
о взрывах. Действительно, это проблема достаточно масштабная. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что вновь и вновь повторяются пожары и взрывы арсеналов. Система хранения и утилизации боеприпасов в РФ не выдерживает критики. Необходимы принципиальные решения.
Теперь - об аресте начальника Главного военно-медицинского управления. Я полагаю, этот факт как раз показывает, что с коррупцией в вооруженных силах борются. В сегодняшнем Министерстве обороны эти вопросы решаются на принципиально ином уровне, чем раньше: неприкасаемых нет. Невзирая на звезды и лампасы, любое должностное лицо в системе Минобороны, в отношении которого имеются конкретные материалы, доказывающие его коррупционность, привлекается к ответственности. Разумеется, эту работу министерство ведет совместно с департаментом военной контрразведки ФСБ.
Наконец, что касается кормления солдат собачьими консервами. Этот факт не имеет отношения к Минобороны, поскольку речь идет о частях внутренних войск МВД. Это - подведомственность Рашида Нургалиева.
- Как на этом фоне движется военная реформа, которую пытается провести министр Сердюков?
- Если говорить о системе управления вооруженными силами, я бы отметил создание четырех новых военных округов, границам которых соответствуют четыре объединенных стратегических командования. В случае реальных военных действий будет вестись общее управление и сухопутными войсками, и силами ВМФ, и операциями в воздушном пространстве. Данный подход полностью отвечает современным принципам военного строительства, принятым, в том числе, и на Западе.
Была поставлена задача построить современную армию и современную систему управления. И эта задача выполняется. Создаются бригады постоянной готовности, которые полностью укомплектованы вооружением, военной техникой и личным составом. Это тоже новый шаг - в отличии от модели мобилизационной армии, которая нам досталась от Советского Союза. Мы больше не готовимся к глобальной войне с Западом, не собираемся за две недели дойти до Ла-Манша. Для нас более актуальна опасность войн на южных границах - это конфликты низкой интенсивности (достаточно вспомнить опыт российско-грузинской войны), а также борьба с нерегулярными повстанческими формированиями, которые могут в определенный момент снова возникнуть на Северном Кавказе. Армия готовится не к мифическим войнам с НАТО, а к более реальным военным конфликтам.
К сожалению, узким местом остается укомплектованность новым оружием. Всего 10, максимум 15 процентов видов оружия соответствует требованиям современной войны. Для того чтобы эту проблему как-то решить, сейчас выделяется 20 трлн рублей на 10 лет в рамках новой государственной программы вооружения. Цель - поднять укомплектованность новым оружием где-то до 70%.
Меняется отношение к солдату. Он больше не рассматривается как бесплатная рабочая сила для строительства генеральских дач. Сегодня солдат может пользоваться мобильным телефоном для связи с домом, может уходить в увольнение в гражданской одежде. Кроме того, работы, связанные с питанием, уборкой территории и т.п. сегодня осуществляют гражданские структуры. Военнослужащие больше не красят заборы, не стригут траву…
Разумеется, проблем с военной реформой много, но важен тренд. Движение к тому, чтобы качественно изменить российскую армию, заметно.
- В целом можно сказать, что военная реформа идет успешно?
- Мы можем сказать, что по ряду направлений есть весомые результаты. Хотя реформа идет сложно. Есть определенная инерция сознания. Начиная с 2012 года российские офицеры будут получать оклады, которые получают военнослужащие в средней европейской армии. Это, безусловно, показывает, что мы пытаемся все-таки армию изменить, сделать более мотивированным труд офицерского корпуса. Я напомню, лейтенант будет получать с января следующего года 50 тыс. рублей - очень хорошие деньги в условиях России. Это коснется всех без исключения категорий офицерского состава.
- А как соотносятся разные неприятные моменты, о которых много пишет пресса, которые привлекают внимание общественности, с теми успехами, о которых вы говорите?
- Есть успехи, есть и проблемы. Негатива много. Надо его изживать. Армия не находится в стерильной операционной. Если в стране коррупция, которая носит системный, масштабный характер, разумеется, все это приходит и в вооруженные силы. Если на улицах преступность, то молодые люди, приходя в казарму, приносят определенный менталитет - отсюда неуставные отношения, мордобои, иногда более тяжелые воинские преступления.
- Предположения, что армия находится на грани распада и военная реформа идет неудачно - преувеличение, на ваш взгляд?
- Я думаю, что это все-таки спекуляции. Потому что на самом деле вооруженные силы меняются, важно это видеть.
- Есть какие-то объективные критерии для определения уровня боеспособности армии?
- Реальный критерий - это война, но лучше нам не проверять себя таким способом. В мирных же условиях все те изменения, которые происходят в армии, будут оценены в рамках крупных оперативно-стратегических учений "Центр-2011", которые пройдут в этом году.
- Но нет сомнения, что на этих учениях армия победит своего предполагаемого противника?
- Разумеется. Ни одна армия на учениях не проигрывала. За исключением, правда, командно-штабной игры, которую устроил Иосиф Сталин накануне нападения гитлеровской Германии на Россию. Было ясно, что Красная Армия потерпит поражение в гипотетической военной схватке с Германией, что, собственно, и произошло спустя несколько месяцев.
Оригинал данного материала
http://www.svobodanews.ru/content/article/24214538.html P.S. Размещенный на сайте "Радио Свобода" текст - сокращенная версия большого интервью, поэтому в ответе на последний вопрос, разумеется, говорилось о начальном периоде Великой Отечественной войне, в котором РККА понесла поражение. В упомянутой командно-штабной игре за "синих" (Германия) играл Г.К. Жуков, И.В. Сталин запретил проводить ее детальный разбор.