Приплыли

May 27, 2011 01:10


Медведев и Саркози совместными усилиями сдвинули прорабатываемый контракт по "Мистралям" с мертвой точки, где они оказались в результате зашедших в тупик переговоров. Я уже ранее неоднократно говорил о том, что если военные не договорятся, им "помогут" первые лица России и Франции. Собственно, это вчера и произошло. Ниже - мой комментарий для деловой газеты "РБК daily"

Франция уговорила Россию купить вертолетоносец Mistral

Франция и Россия наконец договорились о деталях контракта на строительство вертолетоносцев Mistral. Переговоры длились полгода, периодически заходя в тупик то из-за стоимости, то из-за комплектации судна. Как сообщили вчера на саммите G8 Дмитрий Медведев и Николя Саркози, через 15 дней контракт будет подписан.

Встреча двух президентов прошла вне заранее согласованной повестки. Вместо протокольной двусторонней встречи в графике появились переговоры в расширенном формате, после которых Саркози и Медведев неожиданно вышли к прессе с заявлениями. «Мы пришли к окончательному соглашению о том, что контракт по Mistral будет подписан через 15 дней. Два вертолетоносца будут построены во Франции и два в России», - объявил президент Франции, заверив, что урегулированы все вопросы.

Неожиданностью завершение переговоров не стало. Накануне французская Le Figaro сообщила о возможности такого исхода событий. Как заверили французские СМИ, следом за вертолетоносцем могут пойти и другие не менее важные договоры в области военно-технического сотрудничества.

О том, что Россия и Франция собираются договориться о совместном строительстве вертолетоносцев, было объявлено в конце прошлого года. Следом во французском Сен-Назере было заключено межправительственное соглашение, которое не содержало ни сроков, ни стоимости будущего контракта. Контракт на тот момент оценивался не менее чем в 1,5 млрд евро.

С тех пор переговоры периодически буксовали и заходили в тупик. Противоречия вызывала цена и комплектация судна. Российская сторона настаивала на том, что приобретет Mistral только в случае, если Франция согласится на передачу боевой информационно-управляющей системы Zenith-9 вместе с лицензией на производство.

В ходе переговоров стало ясно, что «французские военные именно Zenith-9 считают самой критичной системой корабля и всячески сопротивляются ее передаче России, хотя первоначально рассматривался вариант ее передачи без лицензии на производство», говорил в начале мая источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Россия же требовала передачи новейших технологий вместе с кораблем.

Со стоимостью контракта также возникли неувязки. В марте прошла информация, что Россия готова купить два Mistral не более чем за 980 млн евро, Франция же настаивала на цене контракта на уровне минимум 1,15 млрд. Пробуксовка в переговорах вызвала скандал в российском военном ведомстве. В апреле президент уволил своим указом с должности заместителя главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирала Николая Борисова.

Кремль отставку так и не прокомментировал, но из Минобороны просочилась информация, что замглавкома лишился должности из-за провала переговоров по Mistral. Якобы г-н Борисов подписал протокол, в котором была прописана стоимость в 1,5 млрд евро, не согласовав его с «Рособоронэкспортом». Судя по вчерашним теплым объятиям Саркози и Медведева, вопросы цены также наконец урегулировали.

В ОСК, которая будет заниматься строительством Mistral в России, не стали комментировать детали контракта по покупке вертолетоносца Минобороны.

«Когда переговоры на уровне военных зашли в тупик, единственным выходом оставалось политическое давление на делегации со стороны первых лиц, что в итоге и произошло, - рассуждает член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. - Детали контракта пока неизвестны, но в любом случае для России в условиях, когда отечественное судостроение не способно быстро выполнять военные заказы, такая сделка выгодна. Учитывая ситуацию на Тихоокеанском флоте, где Япония не перестает выдвигать свои территориальные претензии на Курилы, возможности Mistral по быстрой переброске войск и техники позволят компенсировать нынешнюю слабость флота».   (P.S. О ситуации на Тихоокеанском флоте - см.   Владеет ли Востоком открытый порт Владивосток? )

Татьяна Кособокова, Довиль, Иван Петров, Милана Челпанова

Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/05/27/focus/562949980316245

Николя Саркози, dcns, Военно-морской флот, Общественный совет при Минобороны РФ, Россия, объединенная судостроительная корпорация, Игорь Коротченко, вертолетоносец, Франция, Мистраль, ОСК, вертолетоносец Мистраль, ВМФ России, Дмитрий Медведев

Previous post Next post
Up