В пятницу удалось выбраться в Военную академию Генерального штаба - меня пригласили посетить научно-практическую конференцию "Позиция Российской Федерации по созданию европейской ПРО". Туда же привезли два больших автобуса, битком набитых иностранными военными атташе, аккредитованными в Москве, для которых, собственно, и предназначалось данное мероприятие. Подразумевалось, что все сказанное для ВАТов они отпишут в шифротелеграммах на имя своих начальников Генеральных штабов. Ранее в Госдуме также прошло мероприятие аналогичного характера, см.
Вокруг ЕвроПРО.
Пока военные атташе рассаживались в зале, ко мне подскочил корреспондент агентства "Синьхуа" с телеоператором с просьбой дать интервью как я оцениваю современное состояние военно-промышленного комплекса Китая. Оценил я его высоко: похвалил руководство КНР и ЦК КПК за последовательную политику укрепления военного потенциала Поднебесной, включая наращивание возможностей ВПК. Сказал, что такая политика объективно приведет к превращению Китая в сверхдержаву номер 1, которая в ближайшей исторической перспективе скоро задвинет США.
Китаец просто засиял, и стал распрашивать, что я думаю по поводу планов ВМС НОАК обзавестись собственными авианосцами - я ответил, что мощный авианосный флот позволит КНР не только успешно решить проблему Тайваня, но и заставит поджать хвост на Тихом океане американские ВМС (а про себя подумал - господи, лишь бы вы к нам не совались, а проецировали силу на морские ТВД, подальше от Дальнего Востока и Сибири). Полагаю, в Пекине мое интервью пойдет на ура!
Сама научно-практическая конференция прошла содержательно. Отмечу два важнейших выступления. Заместитель начальника ГРУ генерал-лейтенант Вячеслав Кондрашов представил доклад "Тактико-технические характеристики имеющихся на вооружении в странах Ближнего и Среднего Востока, в том числе Ирана, а также Северной Кореи баллистических ракет и возможности по их совершенствованию". Ключевой тезис озвученный Кондрашовым - на основе имеющихся разведывательных и аналитических данных ГРУ считает, что Иран не представляет ракетную угрозу для Европы (ракеты "Шихаб-3 и их модификации туда не добъют, другие военные ракетные программы Тегерана заморожены. Признаков создания иранского ядерного оружия не отмечается.
Спрашивается, так зачем мы в прошлом году присоединились к санкциям против Ирана, и заморозили не только поставку туда наступательных, но и оборонительных вооружений (которые даже не попадали под ограничения Совета Безопасности ООН), включая С-300.
По данным ГРУ, крайне ограничены и ракетные возможности КНДР, северокорейские ракеты до Европы просто в принципе не долетят.
Затем выступил начальник Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-лейтенант Андрей Третьяк с докладом "Особенности построения ЕвроПРО с участием России и без нее. Позиция России по созданию ЕвроПРО", который был проиллюстрирован рядом схем. Главное - в рамках предлагаемого США так называемого 4-х этапного адаптивного подхода уже с 2015 года конфигурация ЕвроПРО будет представлять угрозу для стратегических ядерных сил России, так как траектории полета наших МБР попадут в зону действия ПРО НАТО. Поэтому Москва и предлагает секторальный подход, смысл которого в том, чтобы огневые средства натовского сектора ЕвроПРО не могли "достать" до российской территории, т.е. были "сдвинуты" от границ РФ на запад - на расстояние, равное радиусу их боевого действия.
Итоги прошедшего мероприятия подводить пока рано. Ясно, что военные атташе получили от Генерального штаба ВС РФ максимум информации о позиции России. Важно, чтобы те из них, кто представляет страны НАТО, как можно более точно донесли до своих правительств точку зрения Москвы. Тем более, как было заявлено в заключение, если по вопросу ЕвроПРО договориться по вине Североатлантического альянса не удастся, нами будут приняты соответствующие меры военного реагирования
Начало научно-практической конференции в ВАГШ.
Этапы создания ЕвроПРО (оценка ГОУ ГШ).
Угрозы ЕвроПРО для СЯС РФ (оценка ГОУ ГШ)
Принцип реализации секторальной ПРО с участием России (оценка ГОУ ГШ)
НАТО предлагает создавать не связанные друг с другом системы ПРО (оценка ГОУ ГШ)
Возможности РЛС системы СПРН для их интеграции в ЕвроПРО (оценка штаба Космических войск)
Возможности Габалинской РЛС по контролю за южным ракетоопасным направлением (оценка штаба Космических войск)