Оценка ЦАМТО промежуточных результатов тендера по программе MMRCA

Apr 30, 2011 13:48



Ведущие мировые СМИ, официальные лица и аналитики продолжают обсуждать принятое ВВС Индии решение о выборе финалистами тендера на поставку 126 многоцелевых истребителей MMRCA французской компании «Дассо авиасьон» и европейского консорциума «Еврофайтер».

Как уже сообщалось, Министерство обороны Индии 27 апреля предложило компании «Дассо авиасьон» с истребителем «Рафаль» и консорциуму «Еврофайтер» с EF-2000 «Тайфун» продлить сроки действия своих коммерческих предложений в тендере MMRCA до 31 декабря 2011 года.

Остальные 4 участника тендера получили уведомления об исключении из числа претендентов. Первой сообщение об этом опубликовала шведская «СААБ», которая предлагала ВВС Индии самолет «Грипен NG». Несколько позднее о выбытии из конкурса компаний «Боинг» (F/A-18) и «Локхид Мартин» (F-16) сообщило посольство США в Индии. По заявлению посла Тимоти Ремера, Соединенные Штаты «глубоко разочарованы отказом Индии включить американские самолеты в «короткий список» тендера MMRCA и надеются на продолжение сотрудничества в сфере обороны в перспективе». По странному стечению обстоятельств объявление о промежуточных результатах тендера совпало с датой отставки посла, который покинет страну в июне.

По информации «Хинду», один из признанных экспертов по проблемам Южной Азии и Индии Эшли Теллис (бывший старший советник посла американского посольства в Нью-Дели, сотрудник государственного департамента США, помощник президента) охарактеризовал решение индийского правительства исключить F-16 и F-18 из числа участников тендера как шаг «на не развитие отношений».

Представитель «Рособоронэкспорта» Вячеслав Давиденко также подтвердил, что МО Индии официально проинформировало российскую сторону о промежуточных итогах тендера на покупку многофункциональных истребителей MMRCA, заявив, что «принятие решения по выбору того или иного поставщика вооружений является исключительным правом индийской стороны».

Несмотря на горечь поражения, следует признать, что принятое руководством оборонного ведомства Индии решение укладывается в принятую этой страной стратегию диверсификации поставщиков вооружений. Приняв решение о выборе европейских самолетов, Индия, таким образом, уравновешивает резко возросшее за последние несколько лет военно-техническое сотрудничество с США (самолеты C-130, P-8I, а в перспективе C-17 и т.д.), а также «разбавляет» западными образцами парк боевых самолетов, основу которого по-прежнему составляют советские/российские истребители. Россия имеет абсолютное доминирование в категории тяжелых истребителей на индийском рынке. Кроме того, не в столь далеком будущем ВВС Индии будут оснащены российскими истребителями пятого поколения. Россия реализует с Индией еще ряд масштабных программ по авиационной технике, которые подробно были перечислены во вчерашнем пресс-релизе «Рособоронэкспорта».

В этой связи, высказанные рядом аналитиков мнения о том, что надо отреагировать на решение Индии об отказе в закупке МиГ-35, предложив их Пакистану, представляются  скоропалительными и не взвешенными.

Проанализировав список проектов, которые совместно реализуются Россией и Индией легко придти к выводу о том, что осложнять отношения в сфере ВТС с таким крупным партнером (пусть он даже начал закупать продукцию конкурентов российских производителей), не следует.

Необходимо также задать себе вопрос: а все ли мы сделали для того, чтобы МО Индии выбрало российский самолет? Нельзя не вспомнить участившиеся нарекания официальных лиц Индии на качество российской продукции, стабильность поставок запасных частей, задержки с передачей технологий, изменение графика и стоимости поставок по ряду контрактов. Данные конфликты между сторонами приходилось урегулировать на самом высоком государственном уровне.

Самолеты МиГ-35 мы, конечно, Пакистану предложить можем, но вряд ли кто-то всерьез может рассчитывать на то, что страна, получающая масштабную военную помощь от США и закупающая американскую боевую технику, приобретет российские самолеты. Не следует забывать и про Китай, регулярно предоставляющий Пакистану кредиты на закупку ВиВТ китайского производства. Именно с Китаем Пакистан реализует масштабную программу по истребителю JF-17 «Тандер».

В отношении доводов о том, что французские самолеты покупать нельзя, поскольку Франция поддерживает привилегированные военно-технические связи с Пакистаном, а также ОАЭ, через которые может быть осуществлена утечка информации о технологии «Рафаль» в Пакистан, можно напомнить, что в 2010 году Межминистерская комиссии по контролю за экспортом продукции военного назначения Франции CIEEMG (Commission Interministerielle d'Etude et d'Exportation de Materiel de Guerre) отказала в выдаче французским поставщикам разрешения на продажу Пакистану оборудования для боевого самолета JF-17 «Тандер». Таким образом, Франция основательно готовилась к индийскому тендеру и без нужды не «дразнила» индийское руководство намерением начать поставки готовых самолетов или ключевого авиационного оборудования Пакистану.

Оценивая дальнейшие шансы финалистов можно предположить, что французский самолет имеет некоторое преимущество. Название «темной лошадки» в части технической оценки самолетов в большей степени подходит EF-2000, чем «Рафаль», который является многоцелевым истребителем, предназначенным для решения задач, которые в настоящее время выполняются несколькими типами боевых самолетов, включая противовоздушную оборону, завоевание превосходства в воздухе, поражение наземных и надводных целей, непосредственную авиационную поддержку, ведение разведки и нанесение ядерных ударов. Самолет был принят на вооружение ВМС Франции в 2004 году и ВВС - в 2006 году. К настоящему времени «Дассо авиасьон» поставила ВВС и ВМС Франции около 100 самолетов, которые применялись и применяются в операциях в Афганистане и Ливии. Всего к 2023 году планируется принять на вооружение 294 самолета, включая 234 для ВВС и 60 для ВМС Франции. Самолет оснащен двумя двигателями, что всегда импонировало индийским пилотам, и способен нести ядерное оружие, что немаловажно для ВВС Индии. Отрицательной стороной является высокая стоимость самолета, которая помешала ему одержать победу в ряде ранее проведенных тендеров. В связи с проблемой высокой стоимости «Рафаля», следует также напомнить, что именно ценовые параметры до сих пор являются «камнем преткновения» на переговорах Индии и Франции по модернизации парка истребителей «Мираж-2000» (переговоры продолжаются уже более трех лет).

В отношении EF-2000 «Тайфун» следует отметить, что его разработка в варианте «окончательного технического лица» до сих пор не завершена. В настоящее время в связи с сокращением оборонных расходов странами-участницами проекта все еще решается вопрос о закупке последнего транша данных самолетов и комплекте оборудования для него. Возможность избавиться от части запланированных к закупке самолетов за счет их поставки Индии может серьезно снизить цену и повысить шансы «Тайфуна» на победу.

Безусловно, возможная победа и последующее за ней вливание индийской финансовой помощи позволит решить ряд проблем и подстегнет проект, однако, как и в каждой программе с большим числом участников «у семи нянек дитя без глаза». Включение Индии в многонациональный проект грозит ей переносом сроков реализации соглашения, удорожанием стоимости и прочими проблемами, с которыми уже столкнулись участники  программ «Тайфун» и A-400M «Гризли».

Несмотря на то, что оба вошедшие в список финалистов истребителя продемонстрировали в ходе испытаний высокую маневренность, скорость и широкий спектр режимов полета, их «слабым местом» является отсутствие современной эффективной системы обнаружения. Ни «Тайфун», ни «Рафаль» не оснащены в настоящее время РЛС с активной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA), что являются стандартом для современного боевого самолета. Поставка первых РЛС компанией «Талес» для французских самолетов должна начаться в текущем году. РЛС для «Еврофайтера» находится в стадии разработки и, как ожидается, сможет поступить на вооружение не ранее 2015 года.

В отношении самых ближайших перспектив следует отметить, что со стороны проигравших конкурентов могут последовать протесты на результаты тендера, прежде всего, с американской стороны. Удовлетворение или отклонение этих протестов напрямую будет зависеть от того, насколько убедительно индийская сторона докажет «прозрачность» принятия решения по тендеру.

МиГ, РСК "МиГ", ВТС, ЦАМТО, Индия, Центр анализа мировой торговли оружием, ВТС с Индией, экспорт вооружений

Previous post Next post
Up