35-летний Крис Хьюз вместе с Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином и Дастином Московицем стоял у истоков Facebook в 2004 году, однако уже в 2007-м ушел из компании, чтобы посвятить себя участию в президентской кампании Барака Обамы. С тех пор предприниматель запустил еще целый ряд проектов на стыке коммерческой и социальной сферы и превратился в публичного критика безответственного бизнеса. 9 мая 2019-го Хьюз выступил с программным манифестом, и на этот раз его мишенью оказалось собственное детище автора. «Пришло время разрушить Facebook» - так называется колонка предпринимателя в The New York Times.
Forbes выбрал самые яркие цитаты материала.
О регулировании. Власть должна сделать Марка Цукерберга подотчетным. Законодатели слишком долго наблюдали за взрывным ростом Facebook и забыли о своей обязанности защищать интересы американцев и обеспечивать рынку конкурентные условия. После показаний Марка в Конгрессе в прошлом году необходимо было заставить его признать ошибки. Вместо этого конгрессмены были высмеяны за «старомодные» вопросы о технологиях. Именно такое впечатление хотел произвести на американцев Марк. Потому что благодаря ему система останется прежней.
О монополии. Facebook стоит полтриллиона долларов и, по моим расчетам, получает 80% от всех доходов соцсетей в мире. Это могущественная монополия, окружившая конкурентов и уничтожившая возможность соперничества в отрасли. Даже в кошмарном 2018 году акции выросли на 40%. Даже когда люди хотят уйти с Facebook, они не имеют альтернативы, как мы видели на примере скандала с Cambridge Analytica.
О конкурентах. Политика Facebook привела к тому, что все потенциальные конкуренты компании не могут привлечь инвестиции, достаточные для соперничества. Инвесторы понимают, что, если соцсеть начнет бурно развиваться, Facebook тут же скопирует ее инновации и уничтожит бизнес или просто поглотит за относительно скромную сумму.
О реформе. У Марка никогда не было непосредственного босса. Это не значит, что он не нуждается в контроле своей власти. Правительство должно сделать две вещи - разрушить монополию и зарегулировать Facebook, так чтобы сделать его подотчетным американскому народу. Соцсеть необходимо разделить на несколько компаний. Федеральная комиссия по торговле совместно с Минюстом должна дезавуировать сделки по покупке Instagram и WhatsApp и запретить подобные поглощения в будущем.
О будущем. Цена раздела Facebook для государства будет равна нулю, зато многие люди выиграют от этого процесса. Запрет на поглощения позволит развиться конкурентам, в которых не побоятся вкладываться инвесторы. А рекламодатели неожиданно поймут, что им есть куда нести деньги и помимо Facebook. Но главным бенефициаром окажется американский народ. Представьте себе конкурентный рынок, на котором можно выбрать ту соцсеть, что гарантирует защиту пользовательских данных, свободна от рекламы или позволяет настраивать новостную ленту максимально релевантно вашему вкусу.
Об альтернативе. Дело против Facebook заставит шевелиться и других бегемотов - Google и Amazon. Впредь они дважды подумаю, прежде чем ограничивать конкуренцию в своих отраслях, из страха стать следующей мишенью антимонопольного катка. Альтернатива печальна. Если мы не начнем действовать решительно, монополия Facebook станет еще мощнее. Со всеми персональными коммуникациями жителей планеты в кармане, компания аккумулирует такой массив данных, что на десятилетия опередит в развитии любых потенциальных конкурентов.
источник:
Forbes , фото: yimg.com