Эксперты ООН рекомендуют при разработке государственных программ опираться на следующие 16 принципов.
1. Концептуальное мышление в стратегических масштабах с упором на реалистические цели. Речь идет об отказе от строго утилитарного подхода при разработке государственных программ. Не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а исторические цели, "касающиеся подъема и упадка наций, долгосрочных последствий революций, распада обществ и цивилизаций", должны служить экспертам в качестве определяющих.
Концептуальное стратегическое мышление предполагает "реалистическое, а иногда и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями". Синергетика рассматривает общественное развитие как бифуркационное, катастрофическое, неоднозначное. Каждый его момент можно интерпретировать как точку бифуркации, раздвоения сложившихся тенденций, ведь вполне вероятно подняться на ступень вверх, но можно и скатиться вниз. В точке бифуркации таится опасность общественных катастроф, но именно эта опасность и побуждает человека действовать, ускорять процессы самоорганизации, регулирования и управления.
Задача госрегулирования - снижать вероятность неблагоприятного хода событий, минуя общественные катастрофы. Именно поэтому требуется концептуальное стратегическое мышление, дающее осознание глубинной многовариантности и альтернативности общественного развития и доказывающее возможность человека находить и реализовывать оптимальные для себя сценарии. К разработке государственных программ (каких бы областей они ни касались) необходимо привлекать, помимо специалистов, крупнейших ученых-обществоведов - носителей системного знания, объединяющего разные отрасли науки.
2. Приоритетное внимание к ключевым вопросам, открывающим возможность альтернативного выбора. Эксперты считают, что основная ошибка специалистов, работающих над сложными многосоставными документами, заключается в неправильной расстановке акцентов, когда основное место отводится тактическим вопросам, а не перспективным целям. В программе необходимо четко выделять ключевые пункты - точки бифуркации общественного развития, открывающие возможность альтернативного выбора. Это позволит своевременно обратить внимание как на грядущие опасности, так и на возникающие благоприятные возможности, которыми надо суметь воспользоваться. В противном случае в погоне за прибылью можно забыть о главных национальных и государственных приоритетах.
3. Широкий творческий подход к разработке новых альтернативных вариантов. Этот принцип особенно важен в рамках синергетической стратегии. Основная трудность состоит в отсутствии или непонимании надлежащих альтернатив. Предложение самого широкого спектра альтернативных вариантов программы - одна из главных целей. При выборе доминантного сценария альтернативные варианты не выбрасываются в корзину, а используются для подстраховки как запасные. В условиях стратегической нестабильности общественного развития основной вариант может быстро устареть, перестав соответствовать требованиям жизни. Наличие альтернативных разработок позволит перейти на запасные варианты, задействовать имеющиеся резервы. Эксперты подчеркивают, что творческий подход к разработке государственных программ зависит от возможности менять свое мнение, критически переоценивать его.
Для разработки альтернативных программ, обогащающих и развивающих основную государственную линию в соответствующей области, рекомендуется широко использовать негосударственные организации (включая заинтересованные коммерческие и бизнес-структуры).
1. Концептуальное мышление в стратегических масштабах с упором на реалистические цели. Речь идет об отказе от строго утилитарного подхода при разработке государственных программ. Не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а исторические цели, "касающиеся подъема и упадка наций, долгосрочных последствий революций, распада обществ и цивилизаций", должны служить экспертам в качестве определяющих.
Концептуальное стратегическое мышление предполагает "реалистическое, а иногда и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями". Синергетика рассматривает общественное развитие как бифуркационное, катастрофическое, неоднозначное. Каждый его момент можно интерпретировать как точку бифуркации, раздвоения сложившихся тенденций, ведь вполне вероятно подняться на ступень вверх, но можно и скатиться вниз. В точке бифуркации таится опасность общественных катастроф, но именно эта опасность и побуждает человека действовать, ускорять процессы самоорганизации, регулирования и управления.
Задача госрегулирования - снижать вероятность неблагоприятного хода событий, минуя общественные катастрофы. Именно поэтому требуется концептуальное стратегическое мышление, дающее осознание глубинной многовариантности и альтернативности общественного развития и доказывающее возможность человека находить и реализовывать оптимальные для себя сценарии. К разработке государственных программ (каких бы областей они ни касались) необходимо привлекать, помимо специалистов, крупнейших ученых-обществоведов - носителей системного знания, объединяющего разные отрасли науки.
2. Приоритетное внимание к ключевым вопросам, открывающим возможность альтернативного выбора. Эксперты считают, что основная ошибка специалистов, работающих над сложными многосоставными документами, заключается в неправильной расстановке акцентов, когда основное место отводится тактическим вопросам, а не перспективным целям. В программе необходимо четко выделять ключевые пункты - точки бифуркации общественного развития, открывающие возможность альтернативного выбора. Это позволит своевременно обратить внимание как на грядущие опасности, так и на возникающие благоприятные возможности, которыми надо суметь воспользоваться. В противном случае в погоне за прибылью можно забыть о главных национальных и государственных приоритетах.
3. Широкий творческий подход к разработке новых альтернативных вариантов. Этот принцип особенно важен в рамках синергетической стратегии. Основная трудность состоит в отсутствии или непонимании надлежащих альтернатив. Предложение самого широкого спектра альтернативных вариантов программы - одна из главных целей. При выборе доминантного сценария альтернативные варианты не выбрасываются в корзину, а используются для подстраховки как запасные. В условиях стратегической нестабильности общественного развития основной вариант может быстро устареть, перестав соответствовать требованиям жизни. Наличие альтернативных разработок позволит перейти на запасные варианты, задействовать имеющиеся резервы. Эксперты подчеркивают, что творческий подход к разработке государственных программ зависит от возможности менять свое мнение, критически переоценивать его.
Для разработки альтернативных программ, обогащающих и развивающих основную государственную линию в соответствующей области, рекомендуется широко использовать негосударственные организации (включая заинтересованные коммерческие и бизнес-структуры).
Reply
Leave a comment