В случае выхода Канады из программы производства истребителей F-35 «Лайтнинг-2», стоимость самолета для заказчиков возрастет примерно на 1 млн. долл. за единицу. Как сообщает «Джейнс дифенз уикли» со ссылкой на руководителя программы F-35 генерал-лейтенанта Криса Богдана, если любой партнер проекта отказывается от его реализации, цена самолета для всех других партнеров увеличивается. В случае потенциального выхода Канады из программы, рост стоимости самолета оценивается на уровне от 0,7% до 1% или около миллиона долларов за единицу. Кроме того, международные партнеры также должны будут взять на себя долю Канады в размере 2,1% от всего проекта F-35 по поддержке и последующей модернизации.
Новый премьер-министр Канады Джастин Трюдо во время предвыборной кампании пообещал выйти из программы F-35, поскольку для замены устаревающего парка истребителей CF-18 планируется закупка менее дорогостоящих самолетов. Тем не менее, Оттава пока не приняла окончательного решения на политическом уровне.
В качестве партнера в программе разработки F-35 военно-промышленный комплекс Канады сыграл решающую роль во многих ключевых технологиях. Согласно бюллетеню Lockheed Martin, в настоящее время более 110 канадских компаний имеют субподряды на общую сумму 600 млн. долл., а в течение всего срока эксплуатации F-35 канадский ВПК может заработать на проекте до 10 млрд. долл.
Тем не менее, Либеральная партия Канады считает, что национальные компании могут заработать гораздо больше в случае, если будет проведен открытый конкурс по закупке новых истребителей (в рамках программы F-35 канадским фирмам широкая офсетная программа не гарантируется).
Как ранее сообщал ЦАМТО, стоимость закупки 65 истребителей F-35 «Лайтнинг-2» для ВВС Канады с учетом 20-летнего пакета технического обеспечения превысила 40 млрд. долл. вместо первоначально запланированных 25 млрд. долл. В этой связи правительство в январе 2013 года приняло решение перезапустить тендерный процесс для поиска нового истребителя для ВВС Канады.
В июне 2014 года руководство Канады приняло решение перенести подписание контракта, по крайней мере, до 2018 года. Согласно пресс-релизу канадского оборонного ведомства, «запрос о предложениях» в рамках планируемого тендера планируется выпустить в промежутке между 2017 и 2019 гг. Подписание контракта планируется в 2018-2020 гг., а поставка самолетов - в 2026-2035 гг.
В середине декабря 2014 года канадское правительство опубликовало отчет по результатам анализа вариантов замены CF-18 «Хорнет». В ходе проведенной ВВС Канады оценки были проанализированы затраты и риски при различных сценариях формирования истребительного парка, включая продление эксплуатации CF-18, покупку истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет», «Рафаль» компании «Дассо авиасьон», «Тайфун» консорциума «Еврофайтер» и F-35 «Лайтнинг-2» компании «Локхид Мартин», либо покупки смешанного парка из вышеупомянутых платформ.
Проводя оценку, эксперты проанализировали возможность применения истребителей для выполнения различных задач, включая защиту воздушного пространства, защиту от террористических атак, участие в международных операциях по поддержанию мира, участие в войне с другим государством, поддержку операций по оказанию помощи потерпевшим в бедствиях. Оценка проводилась на период с 2020 года (планируемый срок начала снятия CF-18 с вооружения) по 2030 гг. и далее.
Большая часть аналитических исследований осталась засекреченной. Раскрыты только некоторые аспекты оценки рисков выбора смешанного парка истребителей для выполнения различных функций. ВВС признали, что длительное продление сроков эксплуатации CF-18 после 2025 года является рискованным и дорогостоящим вариантом, однако потенциально возможно. Эксплуатация смешанного парка, состоящего из более дешевых самолетов со средними характеристиками и высокоэффективных истребителей была отклонена из-за высокой стоимости. При этом было констатировано, что смешанный парк обеспечит меньшие возможности по более высокой стоимости, если стоимость закупки «бюджетных» самолетов составит более половины стоимости «высокоэффективных» истребителей.
Источник
ЦАМТО