Комментарий для мультипортала КМ.Ру
«Воевода» России: менять или не менять?
09:00 18.12.2010
17 декабря в 1959 году по решению правительства СССР были созданы Ракетные войска стратегического назначения как вид Вооруженных Сил страны. В 1995 году на основании Указа президента России был установлен праздник стратегических ракетчиков - День РВСН, который отмечается 17 декабря.
Накануне Дня ракетных войск стратегического назначения, который отмечается в России 17 декабря, стало известно о том, что наземные стратегические силы сдерживания, которые составляют основу российского «ядерного щита», могут получить серьезное обновление. Как сообщил генеральный директор «Корпорации Рособщемаш», бывший замминистра ракетно-космической отрасли СССР Артур Усенков, в России на протяжении последнего года ведутся работы по созданию новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты, призванной заменить на боевом дежурстве МБР шахтного базирования «Воевода». Как ожидается, новая МБР будет способна «не замечать» противоракетные «кордоны», которые активно возводятся США и НАТО по периметру границ России, прорывая любые существующие и перспективные системы ПРО. Причем, по подсчетам специалистов «запаса прочности» этой технологии хватит минимум до 50-х годов этого века.
Как известно, Артур Ученков был заместителем председателя госкомиссий по испытанию МБР РС- 20 «Воевода» (по классификации США и НАТО - «Сатана»). Однако он фактически не подтвердил прогноз, сделанный в декабре прошлого года тогда еще действующим командующим РВСН Андреем Швайченко, который сообщил, что новая баллистическая ракета может быть создана к концу 2016 года. «В 2009 году было получено задание разработать новую тяжелую жидкостную МБР шахтного базирования на замену «Воеводе». С тех пор ведутся работы по ее созданию. Во времена СССР от получения ТТЗ на создание ракеты до ее постановки на боевое дежурство проходило 8 лет. Сейчас на решение такой задачи нужно 10-15 лет, однако при условии форсирования работ и должного финансирования, а также при создании современной электронной базы ракета может оказаться в шахте тоже через 8 лет»,- уточнил временные параметры реализации этого важнейшего с точки зрения обороноспособности страны проекта Артур Усенков.
«Новая МБР, как и «Воевода», будет иметь разделяющуюся головную часть из 10 боевых блоков с индивидуальным наведением каждого. Для нее не будет проблемой преодоление любых существующих и перспективных систем ПРО, как минимум, до середины 50-х годов нынешнего столетия. Это в полной мере касается как глобальной системы ПРО США, так и европейской ПРО НАТО»,- напомнил гендиректор «Корпорации Рособщемаш». Стоит отметить, что новый договор по СНВ не запрещает производить модернизацию и замену стратегических наступательных вооружений, что должно стать эффективным ответом на перспективные планы Пентагона и натовских военных по развертыванию систем противоракетной обороне в Европе.
Информацию о планах по разработке нового средства стратегического сдерживания комментирует главный редактор журнала
«Национальная оборона» Игорь Коротченко:
- Я полагаю, что главным вкладом в обеспечение обороноспособности России был бы скорейший запуск в серийное производство новой твердотопливной баллистической ракеты РС- 24 «Ярс», которая полностью технологически отработана, а конструкция не вызывает никаких сомнений с точки зрения надежности ее эксплуатации. Эта ракета оснащена разделяющимися головными частями индивидуального наведения и обладает реальными возможностями по преодолению как существующих, так и перспективных систем противоракетной обороны. В условиях, когда у России достаточно ограниченные бюджетные возможности, есть необходимость сконцентрироваться на реальных приоритетах оборонного строительства. Именно к таким приоритетам относится серийное производство МБР «Ярс».
Их специфика заключается в том, что существует как шахтная версия, так и мобильная. То есть ракета полностью унифицирована для двух видов базирования. В условиях бюджетных ограничений задавать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) по новой тяжелой жидкостной ракете вряд ли представляется целесообразным. Прежде всего по экономическим критериям. К тому же надо учитывать, что после ратификации нового договора по СНВ у России будет ограничено число развернутых носителей. Поэтому существующая группировка РВСН, планово перевооруженная на новые баллистические ракеты «Ярс», обеспечит разумную достаточность России в области стратегических ядерных сил. К тому же надо учитывать, что в рамках производства баллистических ракет «Тополь-М», РС-24 «Ярс» и «Булава» уже создана устойчиво работающая кооперация предприятий промышленности, возглавляемая Московским институтом теплотехники. Причем «Тополь-М» производится серийно, а РС-24 «Ярс» и «Булава» фактически также будут готовы к серийному производству уже в ближайшие месяцы.
Конечно, в рамках гипотетического развития международной обстановки мы можем представить, что Россия выйдет из договора по СНВ. Однако, такой сценарий представляется все же маловероятным. В этих условиях новая тяжелая жидкостная баллистическая ракета может просто не найти реального применения. К тому же до постановки ее в серийное производство пройдет как минимум 10-15 лет. За это время может произойти много разных событий, в результате которых данный вид оружия, готовящегося на замену «Воеводе», просто станет бессмысленным.
Нам надо сейчас не заниматься тем, чтобы запускать проекты с неясной перспективой через 10-15 лет, а сосредоточиться на серийном производстве уже отработанных ракет. Иначе мы не запустим в серию то, что уже создано, и группировка через 8-10 лет просто сократится обвальными темпами - за счет того, что советские ракеты, которые сегодня стоят на боевом дежурстве, к тому времени будут уже списаны. Вот почему нам нужно сначала насытить РВСН ракетами РС-24 «Ярс», на которые сегодня делается основная ставка. И лишь после того, как пройдет плановое переоснащение, тогда уже можно смотреть по ситуации - нужна ли нам тяжелая ракета или не нужна.
Конечно, НИОКР по новой ракете можно запланировать, но львиную долю усилий в области стратегических ядерных сил в части перевооружения наземной группировки РВСН нужно сосредоточить на серийном производстве ракет РС-24 «Ярс» шахтного и мобильного базирования. Понятно, что в условиях, когда, по словам премьер министра Владимира Путина, на государственную программу перевооружения выделяется 20 триллионов рублей, очень много лоббистов в оборонно-промышленном комплексе хотели бы освоить эти средства. В такой ситуации очень важен правильный выбор военно-технических приоритетов. Потому что мы, конечно, можем сейчас начать разрабатывать все, что угодно - и летающие лазеры, как у американцев, и тяжелые баллистические ракеты, и электромагнитные пушки. А в результате получится, что наша армия как не имела самого необходимого, так и не имеет.
Оригинал данного материала
http://news.km.ru/voevoda_rossii_menyat_ili_ne_men