Справочка: Габриэль Прокофьев (род. в 1975 г.) - британский композитор, продюсер, диджей, основатель лейбла «Nonclassical». Начинал он карьеру как диджей, а потом стал успешным академическим композитором. Канал BBC в 2015 году даже выбрал Концерт для DJ-пульта с оркестром для обязательного прослушивания в образовательной программе средней школы.
Наверное, нелегко нести на себе груз этой фамилии. Сам Габриэль говорит, что он не подозревал об этой тяжести, пока не попал в Россию. На западе его дедушка - "один из...", у нас же это фигура знаковая.
Так вот. С одной стороны - эта фамилия, это всегда повод сказать "ну нет, конечно, это Прокофьев этот не тот...". С другой - это повод поинтересоваться, что же там представляет из себя потомок и насколько именно природа отдохнула. А уже поинтересовавшись можно и заинтересоваться - тут всё зависит от объекта. И вот мнением об этом самом объекте я решила поделиться.
Первый раз мы познакомились с его музыкой весной, на нашем фестивале новой музыки. Тогда это был Концерт для DJ с оркестром. Сольную партию в нем исполнил DJ Switch (Энтони Колверуэлл) - как говорилось на сайте филармонии, "один из самых талантливых и успешных диджеев Британии, четырехкратный победитель мирового и семикратный победитель национального чемпионатов среди DJ".
У меня там даже было своё соло, мне надо было сладко вздохнуть)))
Тогда этот концерт понравился даже всем оркестрантам. Я-то человек пропащий, мне вообще много чего нравится, но вот большинству оркестрантов угодить - это, знаете ли... Но, возможно, этот эффект случился на фоне остальной "новой" музыки.
Но однозначно то, что это было ярко, свежо, и в этом чувствуется личность и талант. Ведь есть музыка безликая, когда всё по правилам. Есть музыка бунтующая, но не особо талантливая - там обычно куча всяких головоломок и сложностей. А есть музыка, от которой как будто пространство меняется, она имеет свой аромат и вкус. Вот Концерт именно такой.
И вот сейчас Beethoven#9 Remix. Что такое Ремикс?
«Я взял ту же самую структуру, что у Бетховена, но пересочинил ее, выполнив каждый из разделов в определенном музыкальном стиле, - говорит автор. - Есть один, где она начала звучать «по-стравински», другой раздел по стилю похож на музыкальный импрессионизм, есть авангардный кусок, есть кусок, где веет Джеймсом Брауном, но важно понимать, что я ничего не придумал: каждая нота взята из партитуры Девятой Бетховена».
Ну и вот тут мнения разошлись. Есть даже обвиняющие Габриэля в плагиате, отсутствии своих идей, спекуляции на шедевре и прочих гадостях.
По поводу использования чужого материала в своих произведениях я хочу напомнить, что это не Габриэль придумал, это было всегда и везде.
Могу даже предположить, что, как только появился первый музыкальный материал, люди тут же стали друг у друга "заимствовать" и "пересочинять".
В эпоху барокко написать своё произведение на тему какого-то автора было данью уважения и высшей степенью восхищения этим самым автором. Имена некоторых композиторов мы знаем лишь благодаря тому, что кто-то из его "фанатов" написал на тему из его произведения свой "ремикс". Разумеется, тогда это даже не называлось ремиксами. Ещё надо сказать, что до XIX века музыкантом вообще не считался человек, который свою музыку не писал. Играть чужие произведения не было принято вообще. Но писать "на темы" было очень даже распространённым явлением. Ну а потом любимых авторов просто стали целиком исполнять. А вот когда уже ближе к ХХ и в самом ХХ появились новые исполнители, которые настолько мастерски владели инструментами, что им стало тесно в существующем репертуаре, традиция использовать существующую музыку в основе своих произведений возобновилась. Лист, Крейслер, Казадезюс, Рахманинов, Мийо, Мессиан - это вот те, кто прямо сразу в голову приходят. думаю, тут настоящие теоретики меня закидали бы фамилиями. А про народные темы я вообще молчу - их использование вообще никогда не прекращалось и, наверное, нет такого композитора, в чьей музыке нельзя найти следов фольклора.
Так вот, о Beethoven#9 Remix. Это такие "размышления на тему Бетховена", мысли о том, как его музыка звучит сейчас. Вот эта идея "объятий миллионами", как она сейчас, в наших "толерантных" условиях звучит, кому с кем не мешало бы обняться в политическом смысле - это всё есть в этой музыке. И это сделано действительно талантливо, с большим уважением к источнику. Кроме того, это ярко и доступно любому слушателю. А ещё там куча разных "вкусных" тонкостей, которые поймёт проф.музыкант или очень продвинутый меломан, это музыкальное остроумие очаровательно, в нём нет пафоса многих современных композиторов-бунтарей, давно забывших, против чего они бунтуют. Это ясный язык и глубокое содержание. Современные спецэффекты, используемые как средство поговорить с публикой, а не как самоцель.
Я увидела и близость этой музыки к музыке деда. Конечно, не мне судить, но думаю, Сергею Сергеевичу бы понравилось. Он ведь тоже не боялся современной (ему) техники и с удовольствием ей пользовался. Музыка к фильму Александр Невский ведь создана в мастерской, это в большей степени звукорежиссёрская работа, чем просто исполнительская. И здесь тоже присутствует некоторая киношность, думаю, Габриэль тоже сможет поработать и с балетом когда-нибудь.
Ну а по поводу недовольной публики...
Когда-то меломаны освистывали Моцарта, Бизе, Верди, Бетховена, Чайковского, Рахманиного и много-много кого ещё, чьими именами мы сейчас называем улицы и пирожные. Современники однозначно принимают лишь нечто удобненькое и правильное. Сальери, Телеманов, СтасовМихайловых и... не знаю, кого сейчас написать, кого принимали однозначно все и сразу. Потому что мы их не помним. Потому что время не властно лишь над предметами искусства, а искусство должно будоражить, иначе это ремесло.
А мы думаем сейчас над исполнением квартета Габриэля Прокофьева.