Вчера дождь наконец закончился, стало холодно и солнечно, и сегодня мы поехали в Базель. Очень мне нравится этот город. Я хотел рассказать о нем еще летом, когда увидел его в первый раз, но как-то закрутился. Сейчас попробую быстро записать, что приходит в голову, иначе забудется. Мы ведь, кажется, помним только то, что рассказываем (или то, что не хотим никому говорить).
Базель, по известным причинам, никогда не бомбили, и поэтому в нем необыкновенно большой старый, средневековый центр. Но при этом город совсем не музейный (не такой, как Венеция), наоборот, очень современный и веселый. Он стоит на Рейне, который здесь широк и с очень сильным течением. Я писал как-то в комментах о здешнем летнем развлечении. Ты покупаешь водонепроницаемый мешок и поднимаешься по набережной повыше по течению, а потом раздеваешься, складываешь в мешок вещи, прыгаешь в реку, и тебя несет по городу мимо всех статуй и соборов. Так сплавляются толпы радостных базельцев, а за ними плывут их мешки. Иногда на мешках сидят собачки или даже лежат младенцы. Натурально, мы тоже поучаствовали.
Возле главного моста через Рейн установлена бронзовая Гельвеция. Сама женская фигура стилизует античные статуи, как их стилизовали в XVIII или XIX веке. Прикол - в ее положении: женщина сидит над рекой на парапете, свесив босые ноги, а рядом с ней лежат ее копье, щит, плащ - и чемодан. Почему чемодан, не знаю, надо полагать, узнал бы, если б смог прочитать немецкое стихотворение, высеченное рядом на парапете. Но в любом случае выглядит это офигительно. Представьте какую-нибудь нашенскую «Родину-мать» с чемоданом. Чуть дальше - в самом центре города, на площади перед готическим собором, расположен «Карнавальный фонтан» Тингелли: фантастические, сюрреалистические механические фигуры непрерывно движутся, каждая в своем ритме, и пускают струи воды. (Еще один его фонтан журчит в Париже, возле Бобура, Центра современного искусства). Вот, вроде, что за бред, какой должен быть режущий диссонанс от соседства средневекового собора и сюрреалистического фонтана, - но ни фига подобного, именно это соседство создает ощущение живой жизни.
Вообще в немецких и швейцарских городах, в которых мне удалось побывать, и больших и совсем маленьких, много городской скульптуры. Речь не о старых памятниках (они тут, кстати, часто безвкусны и помпезны), а именно о городской скульптуре, появившейся после войны. Чаше всего это или абстрактные формы, или условные фигуры в духе Генри Мура, или движущиеся конструкции. Иногда эта скульптура очень остроумна и никогда не пафосна. В маленьком немецком Леррахе, где мы сейчас живем, посреди одной из площадей стоит деревянный столб, а на нем деревянная же раскрашенная фигурка неуклюжего улыбающегося человека в черных штанах и белой рубашке. Вот просто стоит себе человек, надо полагать, обычный житель Лерраха. Недалеко - возле одной из школ - конструкция, смонтированная из старых велосипедных колес, листов жести, флажков и проч. Когда дует ветер, она движется. Все это очень ярко и весело. На соседней улице - бронзовая фигура обнаженной женщины, старой, с обвисшей грудью (легко представить, какую бурю негодования и сарказма вызвала бы она у харьковчан, поклонников «классических форм», появись она в нашем городе). Рядом со всем этим совершенно невозможно представить какого-нибудь Церетели.
... И по улицам носятся узенькие трамвайчики с тремя-четырьмя вагонами...
... Фреска в одном из романских соборов, изображающая Св. Троицу как странное лицо с тремя глазами...
... Детишки с молодой учительницей в музее, в зале позднего (любимого) Пикассо. Прискакали, все уселись на пол, она им чего-то рассказывает по-немецки, улыбаясь, они внимательно слушают, поднимают руки... Тут в музее (помимо старых немцев и нидерландцев, как всегда, очень хороших) огромная, офигительная коллекция классического модернизма. (В первое воскресенье месяца вход бесплатный!). Чтоб вы обзавидовались, перечислю - по программке - только имена самых-самых, тех, у кого по целому залу или хотя бы по несколько первоклассных работ: Г. Арп, Бранкузи, Брак, Пикассо (несколько залов), Шагал (зал!), де Кирико, Делонэ, Дерен, Вламинк, Грис, Клее (много), Кокошка, Леже (по-моему, его всюду много), Липшиц, Малевич, Матисс, Кандинский (не такой интересный, как в Мюнхене), Явленский, Модильяни (всего два, но очень хороших), Сутин (!), таможенник Руссо (тоже два и тоже супер, включая «Поэта и Музу»), Руо, Швиттерс, Бекманн, Макс Эрнст, Джакометти (много, очень хорошие), Дали (несколько очень известных вещей, в том числе «Пылающий жираф»; в который раз убеждаюсь, самый неинтересный из сюрреалистов), Миро, Мондриан, Ив Танги, Дюбуффе, Эль Лисицкий, Поллак, Ротко.
А весь первый этаж занимают залы «новейшего искусства»: от Уорхола, Джаспера Джонса, Раушенберга, Лихтенстайна по сегодня. Все как полагается: живопись, коллажи, инсталляции, фотографии, видео-арт. Вот как раз в видео есть любопытные штуки. Например, «Рука» Serra: на протяжении минут 15-ти мы видим мужскую руку, ее кисть. Сверху падают разнообразные предметы, и она то сжимается, пытаясь поймать их, то разжимается. Или штука Matta-Clark (не помню, как называется): камера фиксирует процесс разрушения старого здания. Бригада художников разламывает его при помощи самых разных инструментов, вырезая в стенах и перекрытиях причудливые отверстия, расширяя их, потом доводя до пустоты, и проч.
Инсталляции скучные. Что касается живописи... Смотрю я, братцы, «актуальную живопись» последние годы в разных городах и странах и кажется мне, что она совсем померла. Видно, радикально новое уже ничего не придумаешь, а по-старому писать уже нельзя... (Но это тихо, т-сс, строго между нами, а то унасекомят).
Сейчас во дворе музея каток, полно детишек.
А еще в музеях часто слышна русская речь. Кстати, не только в Базеле, то же было и в Мюнхене, и во Флоренции и т.д. Никогда не числил себя «патриотом», а приятно!
Я никогда не фотографирую и не снимаю камерой. Вот, в yotube нашел съемку фонтана Тингелли.
Click to view