Содержание предыдущих серий тута:
http://i-i-samovar.livejournal.com/18903.html http://i-i-samovar.livejournal.com/19433.html Мюнхен. Глиптотека и Кандинский в Ленбах-хаус
О Старой Пинакотеке что же писать, (…) только бормотанье и стоны эстетического оргазма. Но в Мюнхене есть что посмотреть и кроме нее. Например, есть Глиптотека, собрание
(
Read more... )
Александр Сергеевич писал: просвещенный вкус формируется размышлением о законах искусства и глубоким изучением «образцов» (т.е. классических текстов). Хоть и эфиоп, а говорил убедительно.
Reply
Мы можем приходить в ужас от их непросвещенности - и это будет худшее, что мы можем сделать.
Мы можем учить их задавать важные философические вопросы - считается. что это путь к обучению пониманию.
Я лично предпочитаю расслышать их вопросы, не всегда осознаваемые, редко четко артикулируемые. Когда это происходит они узнают их,эти вопросы, они ужасно горды (sik!) тем, что их поняли.
Я, ясен пень, говорю о мелких, но у меня есть подозрение, что сейчас (а может и всегда?) подобное может и должно происходить со старшими.
И еще одно "подозрение" - просвещенный вкус может формироваться лишь(см. baba_lyuba) из вкуса к самому предмету, и не только из желания понять, а и из желания поделиться своим пониманием. И, боюсь, что учитель здесь только дополнение, а не основной игрок. Основные игроки - простите за банальность - живут с ребенком в одной квартире, делятся с ним куском хлеба и радостью от прочитанного и увиденного. Позже это "свои" ребята.
Учитель может всего лишь (всего лишь!?)дать ребенку понимание (в первую очередь самого детского высказывания) и помощь в изучении языка, на котором это высказывание становится частью культуры.
Хау, я все сказал.
Reply
Reply
Наверное, можно приходить в ужас от их непросвещенности или не приходить. Я вижу свою работу в том, чтоб помочь детям увидеть в художественном тексте художественный текст. И в частности, помочь им освоить тот язык, при помощи которого «можно верно передать свои ощущения и мысли», вызванные художественным текстом.
Очень важно работать с вопросами детей. Но, извини, странно думать, что ребенок породит из себя всю мировую культуру. Мне кажется, искусство существует еще и для того, чтобы озадачить человека вопросами, которые обнаруживает античная трагедия, Шекспир, Паскаль или Кафка.
Насчет того, что просвещенный вкус предполагает вкус к самому предмету (скажем, к литературе), это очень точно. К литературе, а не к ее материалу и не к собственным фантазмам по поводу книжек.
А насчет роли учителя… Тут, видимо, многое зависит от качества учителя, от того, насколько его мнение авторитетно для детей, интересен ли он детям как собеседник и проч. По-моему, к этому стоит стремиться.
Reply
Leave a comment