Про Германию и Францию (продолжение 2)

Nov 17, 2008 22:03



Содержание предыдущих серий тута:

http://i-i-samovar.livejournal.com/18903.html   http://i-i-samovar.livejournal.com/19433.html

Мюнхен. Глиптотека и Кандинский в Ленбах-хаус

О Старой Пинакотеке что же писать, (…) только бормотанье и стоны эстетического оргазма. Но в Мюнхене есть что посмотреть и кроме нее. Например, есть Глиптотека, собрание ( Read more... )

Германия, искусство

Leave a comment

i_i_samovar November 19 2008, 10:59:39 UTC
Тема необъятная, я попробую очень коротко. Кто ж спорит, начинать надо с того, что (предположительно) должно очень понравиться. (Лучше всего с маленькими, полутора - двух лет детишками чтения хороших детских стихов). Только никакого автоматизма при этом не возникает, и никакие вопросы не появляются. Послушайте, о чем говорят - в большинстве - люди, выходя из кинотеатра, в том случае, если фильм их задел и они обсуждают его. Они говорят о фильме не как о произведении искусства, а как о кусочке жизни, который подсмотрели, потому как именно так искусство и воспринимают. Человек не рождается со способностью эстетической эмоции, это не биология; коза, которая видит розу, не восхищается ее красотой. Эстетическая эмоция должна быть развита. Вопросы к фильму (книге, картине) - как к произведению искусства -- сами по себе не появятся, их нужно потихоньку учить задавать. Как говаривал Винни Пух, по-моему так! 
Александр Сергеевич писал: просвещенный вкус формируется размышлением о законах искусства и глубоким изучением «образцов» (т.е. классических текстов). Хоть и эфиоп, а говорил убедительно.

Reply

я не уверен, но... tolypapa November 20 2008, 21:41:04 UTC
Я опять выступаю в роли бабы Яги. Мне кажется, что "Они говорят о фильме не как о произведении искусства, а как о кусочке жизни, который подсмотрели", это искажения нашего слуха. Я точно знаю, что дети говорящие о событиях мультика, как "о реальных" на самом деле не принимают их за реальность. Просто у них нет языка, при помощи которого можно верно передать их ощущения и мысли. "Он ему ка-ак врежет..." это фиксирование некоторого эстетического принципа, принципа выстраивающего жанр боевика. А, скажем "Ой, она такая милая и несчстная" - это м.б. распознанием жанра мелодрамы...(Конечно, это СХЕМА И ТОЛЬКО понимания детского высказывания).
Мы можем приходить в ужас от их непросвещенности - и это будет худшее, что мы можем сделать.
Мы можем учить их задавать важные философические вопросы - считается. что это путь к обучению пониманию.
Я лично предпочитаю расслышать их вопросы, не всегда осознаваемые, редко четко артикулируемые. Когда это происходит они узнают их,эти вопросы, они ужасно горды (sik!) тем, что их поняли.
Я, ясен пень, говорю о мелких, но у меня есть подозрение, что сейчас (а может и всегда?) подобное может и должно происходить со старшими.
И еще одно "подозрение" - просвещенный вкус может формироваться лишь(см. baba_lyuba) из вкуса к самому предмету, и не только из желания понять, а и из желания поделиться своим пониманием. И, боюсь, что учитель здесь только дополнение, а не основной игрок. Основные игроки - простите за банальность - живут с ребенком в одной квартире, делятся с ним куском хлеба и радостью от прочитанного и увиденного. Позже это "свои" ребята.
Учитель может всего лишь (всего лишь!?)дать ребенку понимание (в первую очередь самого детского высказывания) и помощь в изучении языка, на котором это высказывание становится частью культуры.
Хау, я все сказал.

Reply

Re:А в этом я уверен... tolypapa November 20 2008, 21:42:42 UTC
Пить надо рейнтвейн, белый, охлажденный и не слишком много.

Reply

Re: я не уверен, но... i_i_samovar November 21 2008, 16:51:57 UTC
Когда взрослые тети рыдают над горестями героини мыльной оперы, они рыдают именно потому, что не воспринимают и не оценивают этот текст как произведение искусства.
Наверное, можно приходить в ужас от их непросвещенности или не приходить. Я вижу свою работу в том, чтоб помочь детям увидеть в художественном тексте художественный текст. И в частности, помочь им освоить тот язык, при помощи которого «можно верно передать свои ощущения и мысли», вызванные художественным текстом.
Очень важно работать с вопросами детей. Но, извини, странно думать, что ребенок породит из себя всю мировую культуру. Мне кажется, искусство существует еще и для того, чтобы озадачить человека вопросами, которые обнаруживает античная трагедия, Шекспир, Паскаль или Кафка.
Насчет того, что просвещенный вкус предполагает вкус к самому предмету (скажем, к литературе), это очень точно. К литературе, а не к ее материалу и не к собственным фантазмам по поводу книжек.
А насчет роли учителя… Тут, видимо, многое зависит от качества учителя, от того, насколько его мнение авторитетно для детей, интересен ли он детям как собеседник и проч. По-моему, к этому стоит стремиться.

Reply


Leave a comment

Up