Содержание предыдущих серий тута:
http://i-i-samovar.livejournal.com/18903.html http://i-i-samovar.livejournal.com/19433.html Мюнхен. Глиптотека и Кандинский в Ленбах-хаус
О Старой Пинакотеке что же писать, (…) только бормотанье и стоны эстетического оргазма. Но в Мюнхене есть что посмотреть и кроме нее. Например, есть Глиптотека, собрание античной скульптуры. Я впервые пошел туда года три назад, в один из первых приездов в город; там была выставка греческих статуй, которым попытались вернуть их первоначальный вид. Зрелище, друзья, было ошарашивающее; я вроде бы давно знал, что изначально они были раскрашены, но одно дело знать… В общем, все эти ярко раскрашенные афродиты, аполлоны и дискоболы страшно напоминали пластмассовых Барби и Кена. Т.е. прикол в том, что классический идеал красоты, столь важный для всей европейской культуры, самим грекам, похоже, был неизвестен и возник благодаря времени, дождям и песку.
А в этом году мы долго рассматривали римские бюсты. Я как раз тогда прочитал старую книжку Кнаббе о Таците и узнавал всех этих ребят, принцепсов и императоров. Лена заметила, как Нерон и Коммод похожи на двух наших знакомых, людей вполне приличных. Вот так искусство заставляет усомниться в современниках.:)
Еще нужно обязательно идти в Ленбах-хаус. Он небольшой, но по мне гораздо интересней Пинакотеки модернизма. Там вывешен совершенно замечательный Кандинский (очень много и очень хороший) и художники круга «Голубого всадника», включая Клее. Ахутин говорит о том, что произведение - это то, что производит, что-то делает со мной. Так вот меня Малевич или Мондриан всегда оставляли равнодушным, а Кандинский прямо потрясает. Но как это продумать и описать?
Вы, baba_luba, говорите о том, что «в потребности анализировать произведение искусства заложено отрицание самого искусства». Но даже если предположить, что без всякой эстетической рефлексии мы научились видеть красоту, т.е. я не верю в это (это не натуральная способность, данная нам от рождения), но если предположить… Когда я просто стою и смотрю, то эта особая эмоция, переживаемая мной, уходит, как только я отхожу от картины, не оставляя ничего после себя, не превращаясь ни во что. А я хочу сохранить, удержать в себе эти картины, поэтому я хочу понять, что делают картины Кандинского и как они это делают.
Моя проблема в том, что я почти не владею языком этой рефлексии. Т.е. в том, что касается литературы или кино немножко могу, а вот живописи нет. Только бормотанье и стоны эстетического оргазма. Думаю, только вот этой способности анализа и должны учить уроки искусства в нашем заведении. Или осторожней: не только, но прежде всего.
P.S. А пиво в Мюнхене надо пить «Августинер».
(Далi буде)