Nov 11, 2008 23:32
В Мюнхене мы жили недалеко от МакДональдса. Рядом с МД, на тротуаре, прямо между столиков стояли три чемодана, крашенных белой масляной краской, очень старые, облупленные, два небольших и один совсем маленький. К ручкам проволокой были прицеплены бирки, на них указаны фамилии и имна владельцев, их адрес и место смерти: Освенцим, Майданек, Терезин. Рядом были установлены фанерные щиты, на них - фотографии евреев, депортированных из дома, где сейчас МД, и какие-то тексты (я не знаю немецкий; надо думать, это биографии этих людей или их письма). Чемоданы мешали пройти по тротуару, спокойно посидеть в кафе, об них спотыкались. Метров через триста, в маленьком переулке, возле подъезда дома - еще три чемодана. Говорят, они кочуют по всему городу. Этим занимается не государство, а какая-то общественная группа.
В Харькове, в Перестойку, когда стало можно, в Дробицком яру (это наш аналог Бабьего яра) начали строить мемориал в память расстрелянных там евреев. Дробицкий яр - за кольцевой дорогой. Сейчас мемориал готов, иногда туда приезжают официальное делегации, произносят и возлагают. Он никому не мешает, о нем мало кто знает. Всем хорошо: никто не раздражается, не нервничает.
Согласитесь, смешно и странно было бы представить на улицах наших городов что-то, напоминающее нам о нашей вине. Впрочем, pardon, это я погорячился: нам (русским, украинцам, евреям, другим. -- выбери нужное) не в чем себя винить. Мы хорошие.
(Далi буде)
Германия,
этнографическое