Токкэби (도깨비) в корейской мифологии - это демоны или, проще говоря, нечистая сила. Они относятся к разряду квини - духов, в которых превращаются души некоторых умерших людей.
Считается, что токкэби - злые духи, которых также называют орками (людоедами) или гоблинами. Однако понятие «зло» эфемерно, так что этих демонов можно скорее отнести к шкодливым и своенравным, чем совсем уж к озлобленным существам. Они любят шалости и не против попугать людей или подшутить над ними. Плохого человека могут наказать, а вот хорошего способны, наоборот, наградить богатством или благословением. К слову, токкэби иногда указывают родственникам умершего место, где нужно захоронить его останки. В Корее считается, что погребенные в «счастливом» месте предки обеспечивают благополучие потомков. Поэтому токкэби таким образом помогает семье достичь процветания.
В отличие от обычных призраков или приведений токкэби чаще всего представляют собой не души умерших людей, а переродившиеся в духов предметы домашнего обихода или вещи, находившиеся долгое время в употреблении.
Если говорить о внешнем виде токкэби, то он может быть весьма разным, поскольку в корейской мифологии выделяют несколько видов этих существ. Однако чаще всего он схож с человеком, хотя и гораздо выше него. На лбу у него рог, рот украшен большими клыками, тело либо зеленое (привет Шрэку), либо покрыто рыжей шерстью. Часто токкэби носят страшные звериные маски, а в руках держат большие дубинки. Они сродни волшебной палочки - с их помощью демоны могут, например, наколдовать золото или же заставить левитировать предмет.
Считается, что токкэби могут быть хорошими собеседниками или собутыльниками, но вот часто общаться с ними не стоит - иначе рискуешь сам превратиться в такого же демона. Они любят, когда к ним почтительно относятся или угощают их любимой едой - киселем из гречневой муки, кашей с красной фасолью, мясом.
Но шутки токкэби ценят превыше всего. Например, любят подкараулить путника ну узкой дороге и заставить бороться с ним за право пройти. Победить их можно хорошенько толкнув в правую часть тела, поскольку она заметно слабее левой. К слову, в корейских сказах люди почти всегда силой побеждают токкэби и в подавляющем большинстве случаев одерживают верх при помощи смекалки. Так, одна из легенд рассказывает о пожилом человеке, подружившимся с этим демоном. Он жил отшельником, и однажды в его дом забрел токкэби. Старик предложил ему выпить, и постепенно между ними завязалась дружба. Однажды мужчина пришел к реке и увидел свое отражение - оказалось, он потихоньку начинает превращаться в токкэби. Старик решил, что нужно разорвать отношения с демоном. Когда тот в очередной раз пришел в гости, пожилой герой сказки спросил: «Токкэби, а чего ты больше всего боишься?». «Крови. А чего боишься ты?», - ответил демон. «Денег. Поэтому и живу в горах отшельником, чтобы никогда их не видеть», - заявил старик. На следующий день старик убил корову, а ее кровь разлил по дому и двору. Токкэби, увидев это, пришел в ужас и, убегая, прокричал: «Я вернусь с твоим величайшим страхом!». А затем принес мешок денег и бросил его в старика. После этого токкэби уже никогда не заходил в гости к бывшему другу, а пожилой мужчина стал очень богатым.
Кстати, кровь - не единственный оберег от токкэби. Избавиться от него можно, используя священную веревку, коня, собаку, белого петуха, железные и серебряные предметы.
Чаще всего в корейской мифологии встречаются упоминания о лесном токкэби. Он может иметь разные облики - например, предстать в виде старого дерева, природной стихи (огня или ветра). К людям лесной демон выходит вечером или ночью, после заката или перед ним. Сама встреча наиболее вероятна в тот момент, когда человек хочет пересечь некую границу - тропинку, перевал, перекресток. При этом токкэби обычно появляется по собственному желанию, без просьб о помощи.
Нередко токкэби приходит в образе блуждающего огня или дурно пахнущего человека. И то и другое указывает на связь с потусторонним миром. Огонь в корейской мифологии - это душа умершего. При этом такое пламя может разделяться на несколько частей, иметь синий цвет, но не способно обжигать.
Если говорить о литературном наследии, то впервые токкэби упоминается в сборнике «Самгук юса», относящимся к концу XIII века.
Итак, вот мы с вами и узнали немного о таких существах, как токкэби. А о том, как дальше будет развиваться одноименная дорама - посмотрим в следующих сериях.
© Gablerlin, asiateka.ru