Что случилось с сырами в России

Jul 15, 2015 15:32

Оригинал взят у p_syutkin в Что случилось с сырами в России
Покупка сыра в сегодняшних российских магазинах - настоящая лотерея. Вот, к примеру, некоторое время назад прикупил я нарезку (по глупости). И обнаружил, открыв упаковку, следующее чудо. Этакий переходный тип из маасдама в тильзитер через олтермани в одном куске.



Действительно, содержимое наших тележек в супермаркетах за год действия санкций радикально поменялось. «Афиша» спросила у экспертов, как отличать сыр от сырного продукта, что будет после запрета на ввоз безлактозного камамбера и бри и откуда вдруг появилось столько фермеров.



«После первоначального ввода эмбарго европейский сыр, за исключением швейцарского, был запрещен. К осени 2014 года сегмент элитных сыров оказался заполнен Швейцарией, причем по факту продукцией практически одного завода - Margot Fromages. Через какое-то время появилась лазейка под названием безлактозный сыр, и европейские сыры начали потихоньку возвращаться на наш рынок. На самом деле, практически все сыры, за исключением мягких типа камамбера, априори безлактозные в силу технологических особенностей. Помимо этого появились новые страны: Марокко, Тунис, совсем скоро на рынок выйдет Израиль. Также появились аргентинские и уругвайские твердые сыры - по качеству они занимают промежуточное положение между российскими и европейскими. Аргентина делает и мягкие, и голубые сыры, но они могут не пережить двухнедельного путешествия по морю в Россию.

Недавно Роспотребнадзор ввел ограничения на ввоз сыров производства швейцарской компании Margot Fromages - причину чиновники не разглашают. Понятно, что швейцарских сыров станет меньше, а после запрета на ввоз безлактозных через пару месяцев, когда старые запасы иссякнут, магазины заполнят тунисские и марокканские сыры. Насколько я понимаю, политика нашей страны сейчас направлена на сотрудничество с азиатскими и североафриканскими странами, да и конкурировать с марокканскими сырами нашим проще, чем с европейскими. Отношение к ним у нашего покупателя предвзятое, хотя казалось бы - бывшие французские колонии… Если на полке будут стоять российский и тунисский сыры, то потребители предпочтут отечественное. А вообще рынок элитных сыров в России очень мал. По статистике, эмбарго затронуло примерно 1% населения. Никто из производителей не хочет лезть в эту отрасль. Делать их долго и дорого».



«Многое из того, что льется под видом правды с экранов телевизоров, крайне непрофессионально. За три года деятельности нашей организации мы выделили острые проблемы рынка: использование ГМО, пищевых добавок и растительных жиров. Эти области обросли мифами. Например, принято считать, что пальмовое масло - зло. На наш взгляд, вред пальмового масла сильно преувеличен - достоверных исследований нет. Во всей Европе есть только один аргумент против: оно добывается путем вырубания пальмовых лесов, что не очень экологично. Если разобрать состав пальмового жира и сравнить с молочным, то окажется, что они очень схожи. Пальмовое масло будет даже более безопасным: в нем нет холестерина, а также сравнительно меньшее содержание тугоплавких жиров. Так что замена натурального молочного жира на пальмовый - это польза! Например, в Финляндии натуральное сливочное масло составляет всего 4% от продаж.

Конечно, использование растительных жиров экономически выгодно, но не в шесть раз, как у нас любят кричать, а, может, на 20-30%. Молочникам же выгодно сообщать о том, что объемы фальсификата на рынке превышают 40% и требовать запрета пальмового масла. Лозунги, транслируемые при поддержке компаний, которым это выгодно, вкупе с деятельностью журналистов, умеющих играть на человеческих эмоциях, делают свое дело. На самом деле, по данным Роспотребнадзора, объемы фальсификата на молочном рынке составляют примерно 10%. Ситуация следующая: 70% рынка принадлежит иностранным компаниям PepsiCo и Danone. Молоко они покупают у местных производителей, за счет фактической монополии на рынке диктуя цены. Поэтому с 2010 года производство молока в стране падает. Субсидии выделяются переработчикам, но не производителям. В итоге сырья не хватает. Раньше недорогое молоко привозили из Евросоюза. Сейчас же сырье взять негде. Производителям молочных продуктов ничего не остается, как переходить на соевый белок и растительные жиры. У них нет выбора. При этом они понимают, что мифы о вреде растительных жиров в нашей стране настолько сильны, что, если они честно укажут на этикетке состав, их товар не купят. Кому хочется покупать молочные напитки, творожные и сырные продукты? Но я бы призвал относиться к этому, как в Европе. У них это не фальсификат, а функциональный продукт. Давайте не путать качество и безопасность. Качество - это соответствие заявленному на этикетках или нормам производства. Безопасность - это о том, умрешь ты от этого или нет. Так вот: никто от растительных жиров не умирает. Конечно, нехорошо обманывать, но не стоит преувеличивать реальный вред».





«После ввода эмбарго с молочного рынка ушли зарубежные производители - по большей части литовские. Все ожидали, что их место займут белорусы, однако им оказалось сложно конкурировать в качестве и быстро перестраиваться для наращивания объема. В итоге выиграли крупные российские компании, такие как «Вимм-Билль-Данн». Ситуацией воспользовались и фермеры. Интуитивно я бы оценила, что около 70% из них делают качественный продукт. Остальные просто зарабатывают деньги. У фермеров много проблем. Начнем с того, что по-хорошему для производства молочной продукции необходимо оборудование для охлаждения молока, сквашивания, пастеризации, упаковки. Это уже мини-цех! А наши фермеры иногда не знают, какой жирности у них молоко, какая нормализация… Что получилось, то и получилось. Больше всего фальсификаций мы наблюдаем при производстве творога. Во-первых, творог очень востребован, во-вторых, он позволяет легко замаскировать заменители и добавки, не указав их на упаковке. Почему-то всем кажется, что делать сыр легко. А о том, что рикотту делают из сыворотки, оставшейся от производства твердого сыра, и, соответственно, логично было бы это производство иметь, не задумываются. Еще один фактор - экология. Принято ругать крупные производства за то, что они загрязняют окружающую среду. На самом деле, это делают фермеры. Предприятия перерабатывают сыворотку, а фермеры сливают ее в водоемы. Еще один интересный момент: в начале 2000-х годов вышел ряд нормативов, разработанных производителем растительных жиров компанией «Союз», среди них был стандарт для продукта под названием «Творог фермерский». Так вот: до сих пор я встречаю на рынках нечто, произведенное по этой рецептуре, хотя в нем по факту от творога нет ничего.

Получается палка о двух концах. С одной стороны, мы хотим есть натуральные продукты, которые ассоциируются с фермерами. С другой, только на крупных производствах есть контроль качества, поэтому лично я в магазине возьму творог известной мне компании. Законодательство развивается в следующую сторону: запретить употреблять вводящие в заблуждение слова в названии продуктов с растительными жирами, то есть убрать молокосодержащие продукты из законодательства. Например, называть творожный продукт ну хотя бы «Машенькой», но не использовать слово «творожный». Пока это на стадии проекта, но мы активно двигаемся».



«На мой взгляд, не надо цепляться к слову «фермерское». Потому что официального определения «фермерского» в России нет. По большому счету, понять, что является фермерским, а что нет, нельзя - это вопрос доверия конкретному поставщику, продавцу на рынке, в магазине и т.д.  Каждый человек подразумевает под фермерским продуктом что-то свое. Лично я - что он выращен на небольшой ферме и, скорее всего, без использования методов интенсивного сельского хозяйства. Например, в Lavkalavka все фермеры, даже если они производят оливковое масло или являются представителями рыболовецких артелей, хотя по факту рыбаки - не фермеры. Но там никого не вводят в заблуждение: можно проследить откуда родом каждый продукт, как он был выращен или добыт. На обычном рынке можно найти продукты с небольших ферм, а можно купить продукцию промышленной компании под видом фермерской. Этот обман лежит на совести перекупщиков, которые знают, что фермерские продукты интереснее и вкуснее аналогов массового производства, и пользуются этим».



«Проблема с качеством в России очень серьезная. По данным Роспотребнадзора 5-7% молочной продукции на рынке - фальсификаты. Это та группа товаров, в которых наличие растительных жиров скрывается производителем. Нет ничего криминального в том, что они официально используют и отражают на этикетке реальный состав. Потребитель выбирает, купить ему бюджетный сырный продукт за 300 р. или натуральный сыр за 600 р. Преступление заключается в том, что недобросовестные компании не сообщают потребителям, что они заменяют дорогое молочное сырье дешевым пальмовым маслом. При этом понять на вкус наличие растительного жира нельзя. Получается, что потребители введены в заблуждение и платят в два раза больше за ненатуральный продукт. Фальсификаторам нечего бояться: штрафы за нарушение технического регламента и недобросовестное отражение состава на этикете крайне низкие: что такое 20, 50, даже 100 тысяч рублей, а суды растягиваются надолго. Фирмы-однодневки, получая штраф, закрывают одно предприятие и открывают новое на том же месте. Мы уже два года пытаемся продвинуть законопроект, увеличивающий штрафы от нескольких сотен до одного миллиона тысяч рублей для юридического лица. Тогда никому не будет выгодно обманывать потребителя».

всякое разное, кулинария

Previous post Next post
Up