АРТ-Галерея цыганского искусства в Венгрии

Feb 11, 2014 10:18



Возле базилики святого Иштвана находится АРТ-Галерея цыганского искусства. Размещена она прямо в квартире старинного, середины XIX века постройки, доме;
по субботам здесь - салоны с музыкой и поэзией.



Залы галереи (они же - комнаты в квартире хозяйки галереи, улыбчивой дамы по имени Эдит)
cмотрят окнами на собор: балкон на уровне фронтона, колокольный звон в открытое окно вместо будильника.
А в самой квартире - то смешение старинного и современного, которого почти нигде уже не увидеть в России:
не смешение даже, а наслаивание; так нарастают на дереве новые годовые кольца не отменяя предыдущих.



Темный потолок из резных дубовых панелей XIX века, люстры стиля модерн, каталожный шкаф 30-х годов,
фарфоровый вертеп викторианской эпохи, мраморный бюст Петефи в черной бархатной кипе на голове,
марионетки, свисающие с полок и светильников, на стенах живопись в три ряда с соответствующими сюжетами.

Вот купание цыганской венеры, вот цыган в усах и шляпе, с трубкой в зубах и ботинках с развязанными шнурками
молотком починяет кастрюлю - фольклор, «наивное искусство».
Тут же распятие, написанное в живописной манере советского сурового стиля.
Или вот пейзаж с группой цыган-музыкантов;
у них контрабас цвета спелой сливы и руки с утрированно длинными пальцами.
Рядом женский портрет в солнечно-желтых тонах - это уже профессиональное.



..И дальше, дальше… Как там говорил юный Адсон в книге Умберто Эко:
«Я мог бы продолжить этот перечень, о, всего на свете привлекательнее перечень
в своей неизъяснимой наглядности!»..



Продолжим: над дверью резная рама со звездой Давида и еврейским текстом справа налево,
под дверью русский медный самовар, экспрессионистские линогравюры 20-х годов по сторонам,
пожелтевшие фотографии в тонких рамках, квадратное блюдо со слоном, живописный эскиз,
начатый и брошенный полвека тому назад, темно-вишневый рояль (или там было два рояля?),
резной деревянный диван, он же сундук для приданого, скрипучий столетний паркет…



Гости рассаживаются по креслам, которые хочется назвать антикварными, но, возможно,
они просто прадедушкины, вокруг круглого стола под ковровой скатертью.



Между тем в программе вечера оказался еще и концерт.
Но тут надо объяснить, как устроен будапештский двор, поскольку концерт, как оказалось,
намеревался быть именно там.

За торжественными фасадами доходных домов, построенных здесь во времена Австро-Венгрии,
обычно скрывается двор, где вдоль каждой из четырех стен по каждому этажу идут открытые галереи
с чугунными перилами.
Белье там если и сушится, то в небольших количествах,
а так - лишь красная герань в горшках и белые занавески на окнах.



Вот на эти галереи и вышли собравшиеся зрители, чтобы, наклонившись над перилами, смотреть вниз,
во двор, где, собственно, и разместились выступающие, где начала свою вступительную речь, поприветствовав гостей,
Эдит, и где, между стойкой микрофона и колонками, стоял кипящий котел с чем-то мясным и картофельным.

Хороша ли была музыка? Не знаю. Живопись - разная: получше, похуже.



Да и не это главное: интереснее холстов и песен оказалась сама ситуация, когда частная квартира
оборачивается арт-галереей, картины висят на стенах в подъезде,
в коридоре - выставка-продажа разноцветных, как хвосты тропических птиц, цыганских шалей,
во дворе звучат старые песни, кипит похлебка, дым поднимается к небу
мимо галерей с чугунными перилами, заполненными зрителями.

И всё это - сегодня, в самом центре Будапешта,
в доме окнами на базилику святого Иштвана.



Фото: Максим Гурбатов

пиар, цыгане, искусство, картинки, рома

Previous post Next post
Up