Чем ближе и реальнее конец российской имперской авантюры, тем внимательнее мы должны относиться к своим словам. Последний (к сожалению, неоконченный) прыжок империи тоже предварялся словами, которые можно было принять за мыслительные упражнения или за высказывание возможных альтернатив, но не за планомерную позицию. Не хотелось бы повторения «от
(
Read more... )
Я не имперец, ты знаешь. И не строитель Вавилонской башни (с возрастом мне стали, возможно, более понятны причины её разрушения - как путь к пониманию других, чужих, как путь к пониманию человеческой общности).
Ты безусловно прав, когда говоришь, что примитивное легче поддаётся копированию. Договориться о чём-то с суверенным народом гораздо проще, чем с общностью народов. Воевать с одним из суверенных народов проще, чем с народом, входящим в общность). Ветви человеческие дали разные плоды, которые, не успев созреть, начали подгнивать.
Не помню, говорил ли я о давнем споре в "Журналисте" с известным питерским публицистом (имени не называю, чтобы не подставлять в дни нынешние). Он был убеждён в грядущем развале России. Некоторые мои аргументы были похожи на твои, но главным был тезис о необходимости созревания Человечества. Это не забвение языков и культур, не угнетение их, но переход к той общности, домом у которой является наша Земля. Мы сегодня дальше от глобализации, от системы разделения труда и роста взаимного уважения. Мы ближе к первобытному натуральному хозяйству. И не так важно, каменные ли топоры там тесают или чипы для компьютеро уж не говорю о природе, которая не храм и не мастерская, а объект для привычного грабежа.
Украина состоится, как единое государстве, и это уже не зависит ни от горестных жертв, ни от выспренних слов. И Россия останется единой страной, ибо центростремительные интересы окажутся сильнее и выше центробежных. Перестроек больше не будет. Но будет Переживание прошедшего - трудное и горькое.
Ну, и надо остановиться...
Reply
Leave a comment