Более полувека назад мы с моим другом Сашей Касымовым написали наш первый "роман", вдохновленный "ленинским планом монументальной пропаганды" и его возрождением в середине 60-х, когда жадная творческая братия с жаром взялась за освоение средств этой самой пропаганды. "Роман" писался в двух видах сразу: глава прозы и глава в стихах, назывался "Статуировка". Мы его читали в компании моих родителей, все смеялись аллюзиям на тогдашних деятелей официальной культуры. Уже недавно, столкнувшись в Скопье с обилием памятников, затмевающим негустоту жителей, я понял, что это родовой прием идеологов, старающихся камнями прибавить себе убедительности и крепости.
А в Европе памятники одновременно кучей не ставят. Зато они там накапливаются со временем, которого у европейских городов было больше, чем у советских. Ясно, что и коммунистические вожди, и руководители новых государств пытаются нажить капитал на прошлом, пародируя Европу. Несмотря на две мировые войны, прокатившиеся по Бельгии и по Льежу в частности, некоторые памятники сохранились, к ним добавились новые, поставленные, видимо, с ностальгией по предшественникам, в том числе.
Вот памятник королю Альберту Первому, одному из героев Первой Мировой. Очень человеческий, намного выразительней помпезных македонских новоделов. Даже новодельная башня финансового центра за спиной не мешает восприятию.
И рядом, прямо на мосту - мемориал всем бельгийцам, погибшим в боях с захватчиками, начиная с 11-го века. Хотя сама Бельгия - почти такой же новодел, как Северная Македония, образовалась менее двухсот лет назад, но бельгийцы - и валлоны, и фламандцы - жили здесь тысячу лет.
Скульптура может нести в современном городе и утилитарные функции. Особенно, если часто идет дождь.
И даже метафорические фигуры обретают в сознании горожан вполне реальные достоинства. Когда поставили этого замечательного быка, многие льежцы были недовольны обнаженным достоинством мужика, который быка сдерживает. Но потом студенты из вуза поблизости стали на удачу прикасаться к спорной детали перед экзаменами - и достоинство заблестело, как новенькое.
Ближе к нашему времени на бульваре создали целую аллею в память артистических граждан Льежа. Начинает ее бюст композитору Изаи рядом со зданием филармонии.
Не все памятники однозначно читаются. Этот вот, на задах зала, в котором проходил поэтический фестиваль, с некоторой иронией, мне кажется, освещал отношения пастырей и паствы.
Конечно, при таком обилии монументов нельзя было обойти вниманием самих их создателей. И вот - памятник скульптору, создавшему самые красивые статуи.