Mar 15, 2021 15:00
Полицейский погром как новая обыденность
15 МАРТА 2021 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Богатая история разгона в России собраний депутатов, то есть избранных представителей народа, пополнилась событиями в московской гостинице «Измайлово». Около 200 муниципальных депутатов собрались там на свой форум. Хотели обсудить свою работу и перспективы. Через час полицейские объявили, что прикрывают мероприятие на том основании, что оно созвано «организацией неправительственной, действия которой нежелательны на территории России». При этом зловещая организация названа не была.
После чего все участники были задержаны для составления протоколов об административном правонарушении. Позже правоохранители сообщили, что муниципальных депутатов погрузили в автозаки за то, что группа «представителей общественной организации предприняла попытку проведения публичного мероприятия с нарушением установленных санитарно-эпидемиологических требований», а среди участников выявлены члены организации, деятельность которой признана нежелательной на территории России.
Возникло ощущение, что в добавление к людям, чьих имен нельзя называть, в богоспасаемом Отечестве появились и некие зловещие «организации», которые боятся вслух называть даже карательные органы. Впрочем, в конце концов в полицейских протоколах было записано, что депутат-злоумышленник принимал участие «в деятельности общественного сетевого движения “Открытая Россия” (Open Russian Civic Movement, Великобритания), деятельность которого признана нежелательной на территории России». При этом следует иметь в виду, что форум был организован коалицией «Объединенные демократы». Единственную связь с зарегистрированной в Британии организацией можно усмотреть лишь в том, что в работе форума принимали участие люди, входящие в российское общественное движение «Открытая Россия», которое по определению не может быть объявлено «нежелательной организацией».
Никаких доказательств того, что британская Open Russia имеет хоть какое-нибудь отношение к организации данного форума, предъявлено не было. И не будет. Нет никаких сомнений в том, что московские судьи в очередной раз массово продемонстрируют свое единство с карательными органами и проштампуют две сотни приговоров, которые позволят отстранить от грядущих выборов в Госдуму наиболее авторитетных политиков.
Некоторые комментаторы уже успели написать, что «власть перешла черту». Давайте не будем валять дурака. В последние месяцы этот самый «переход черты» превратился в перманентный процесс, благополучно сменивший «вставание с колен». Попытка убийства Алексея Навального, его осуждение, избиение и массовое осуждение тех, кто вышел на протесты, объявленная война с Интернетом - всего этого прежде не было, и это превратились сегодня в некую новую обыденность.
Хотя репрессии носят пока более мягкий характер, чем лукашенковские (не говоря уже о советских), можно констатировать: в стране произошел полицейский переворот и окончательно установилось полицейское государство. В очередной раз повторю, полицейское государство - не оскорбление, а вполне научный термин. Он предполагает, что источником права является не народ, а правоохранительные органы, которые наделены исключительным правом решать, что хорошо для неразумного народа, а что нет.
В этой ситуации не только Дума, но даже и президентская власть становятся декоративными институтами. Владимир Путин чем дальше, тем больше превращается из президента россиян в верховного главнокомандующего полицией, Росгвардией, спецслужбами и армией. И власть его будет длиться ровно столько, сколько начальники этих структур будут эту власть признавать. Тут, как и в разгоне разного рода собраний депутатов, ничего нового для России нет. Вспомним хотя бы то, что Николай II отрекся после обращения командующих фронтами.
Важнейшим вопросом здесь является вопрос, как долго это состояние будет длиться. Теории о скором уходе Путина по причине физической немощи оставим на совести тех, кто эти теории распространяет. Официальные пропагандисты радостно отметили, что главный начальник только что карандашик поймал. Еще не Леонид Ильич, одним словом. Бесспорно, что рано или поздно этому режиму, наскоро сооружающему некую новую идеологию, чтобы хоть как-то себя легитимизировать, придет конец. В качестве примера указывают на печальную судьбу Российской империи и Советского Союза, у которых внятная идеология была. Все так. Только замечу, что эти основанные на исторических выкладках прогнозы ничуть не противоречат планам «новых дворян» от Лубянки, захвативших власть. Ссылки на печальный опыт СССР, прожившего с помощью репрессий аж 70 лет, не говоря уже о 300-летней империи, их должны скорее вдохновлять.
Апокалиптические рассуждения высоколобых аналитиков о том, что именно сейчас они толкают страну в колею, которая приведет к ее вечному отставанию, навсегда превратит в мирового дауншифтера, способны вызвать у них лишь ухмылку. Да не волнуют их вовсе исторические судьбы России! Им нужны ближайшие лет десять, чтобы благополучно дожить и доправить, легализовать награбленное, передать в руки детушек (западники, известное дело, не звери, у детей отнимать не будут). А там - хоть потоп.
Будем откровенны. Шансов, что народный протест скинет этот режим, немного. Конфликта холодильника и телевизора нет. По подсчетам Евгения Гонтмахера, с 2000 года доходы населения выросли в два с половиной раза. А начиная с 2014-го уменьшились лишь на 11 процентов. То есть реальное ухудшение способны ощутить лишь те, кто вырос в нефтяном благополучии 2000-х. Именно они, 25-30-летние, ощущают и остановку социальных лифтов, и вдруг переполнившуюся сероводородом атмосферу. Но из-за относительно небольшой численности они станут политической силой лишь через те же лет десять. Нынешнее российское общество сугубо атомарно. Власть последовательно уничтожает любую неподконтрольную инициативу. История с форумом муниципальных депутатов это иллюстрирует. Пока что наши сограждане бестрепетно, без протестов и даже без вопросов, приняли избыточную смертность в 400 тысяч человек из-за ковида. Хотя беда коснулась значительной части россиян, никто не возмутился из-за многомесячного вранья властей.
Все это ставит непростые вопросы перед российской оппозицией. Делать в условиях полицейщины ставку на легальную политическую борьбу, где шансы на победу просто ничтожны? Есть ли возможность, участвуя в легальной политике, донести свои взгляды до россиян, что пока получается благодаря Интернету? Делать ставку на умное голосование, если оно при самом благоприятном варианте приведет в Госдуму подконтрольных Кремлю коммунистов и яблочников? Продолжать делать ставку на уличные протесты, если возможности вывести миллионы нет? Или, забыв о политических амбициях, сконцентрироваться на политическом просвещении?
Александр Гольц,
Муниципальные депутаты,
Путин,
Ежедневный журнал