Прага. Лобковиц

Mar 20, 2019 13:35

Типичная для многонациональных империй история. Смешение славянских, германских, испанских кровей - и получились австро-венгерские Лобковицы, чудесная почти еврейская фамилия. Поскольку у Габсбургов они через поколение служили канцлерами (ну, или еще кем-то самыми нужными), то из простых дворян стали князьями, дворец имели внутри Пражского Града. Ближе к нашему времени их потомки патриотично устраивали первую Чехословакию, потом организовывали сопротивление нацистам, потом, конечно, эмиграция (чтобы не расстреляли) и конфискации. Все 52 замка ушли государству, не считая дворцов и просто красивых домов. Вот один из их уголков на Малой Стране, где имя служит нынче туристическим брендом:


В посткоммунистической Чехии потомки Лобковицей не стали дуться и организовали в одном из своих дворцов музей, он оказался как раз, можно сказать, в Кремле. Это если себе представить, что в московском Кремле открылся бы частный музей, допустим, Голицыных. Отличная живопись, и не только фамильные портреты, но и Брейгель, Кранах, Веласкес. Все то, что князья везли из большой Европы в Прагу. Хотя и портрет Вратислава Пернштейна (еще до скрещения его потомков с вдовой богача Лобковица) основателя династии, с которого началось их возвышение, тоже вполне солиден. Особенно, как отмечает путеводитель, выделка парчового жилета:


Уродовать своими репродукциями классические полотна не хочу, лучше покажу что-нибудь декоративное. Вот, например напольный крест 12-го века.


Лобковицы собрали огромную коллекцию оружия, как боевого, так и охотничьего, отдельно - музыкальные инструменты, есть и нотные сокровища. Их любовь к искусству была деятельной. В начале 18-го века то ли пятый, то ли шестой князь Лобковиц поехал в Лондон за лошадьми (ну куда же еще! посудите сами), попутно соблазнил жену венецианского посла, та в награду познакомила его с Каналето, князь заказал ему два вида Лондона. Огромные полотна с подробной деталировкой теперь сохраняют для потомком тогдашнее состояние Темзы, мостов и дворцов. А вот один из следующих князьев, кажется седьмой, любил музыку. Поэтому после юношеского знакомства со студентом Бетховеном платил тому зарплату. Пожизненно. А для Моцарта устроил премьеру "Дон Жуана", в честь чего у театра на Старом Месте стоит специальный памятник. Так сказать, пост-афиша.


Судя по посуде, любили князья и выпить-закусить. Мне больше всего понравился вот этот поставец. С самым необходимым в дороге.

Прага, Бетховен, Моцарт, Лобковиц

Previous post Next post
Up