Чернота в квадрате

Sep 23, 2018 13:53

Вот так всегда: когда форма априори неясна простому зрителю, тут же начинают работать толкователи - от самих авторов до критиков. В 1913 году "будетляне" (футуристы - в переводе) Казимир Малевич, Михаил Матюшин и Алексей Крученых создали оперу "Победа над Солнцем", пролог писал Велемир Хлебников. Публика мало что поняла, кричала "Автора!", администратор сообщил, что автора увезли... А толкователи говорили о борьбе с отжившим, о мощи зауми Крученыха, о хроматической музыке Матюшина и супрематических прозрениях Малевича. В общем, "весь мир насильем мы разрушим...". Что вскоре и произошло - по итогам Первой мировой, революций и всего последующего.
И вот сегодня, более столетия спустя, когда новая волна Битвы народов на место под солнцем накатывает на цивилизацию, в Софии режиссер Андрей Россинский поставил этот спектакль снова. Он уже реставрировал его в России в 2013 году по просьбе Русского музея, но тогда постановка, по желанию заказчиков, выглядела просто ретроспекцией, эмблемой прошлых художественных течений, а теперь он смог высказаться по поводу пугающей актуальности борьбы с культурными и житейскими нормами. Получился спектакль страшный в квадрате: как напоминание о том, к чему приводит борьба с солнцем, так и предостережение...В этом мощную поддержку оказал софийский "Театро".


Актеры говорили по-русски, впрочем, это было совершенно не важно для понимания болгарской публикой общеславянских корней, на которых построена заумь Хлебникова и Крученых. А уж Димитър Бакалов, прекрасный актер, который и содержит "Театро", сделал текст пролога завораживающим, как наговор политолога.


В этом спектакле костюмы Малевича не выглядят так ошеломляюще, как в 1913 году, но выразительность они не утратили. А болгарские актеры добавили пластики, оживили и костюмы, и режиссерские решения, и хореографию молодой Йоаны Ивановой. Пусть нечетко снято в темноте, но синкопическая ритмика Бояна Цонева, единственного в спектакле непрофессионального драматического актера (виолончелист!), думаю, в кадре видна.


А это Дани Атанасова.


Черный фон напоминает о том, что Малевич впервые показал свой знаменитый концепт именно в "Победе над Солнцем". А Бисер Стоянов и Глория Георгиева, уходя в этот квадрат, как и остальные персонажи, по колеблющейся красной доске, подчеркивают неповторимую ценность жизни рядом с любыми умственными загибами.


Софийский зритель принял этот спектакль, единственный в своем роде для болгарского театра. А его создатели были благодарны зрителям за понимание. Андрей Россинский - в центре.

Казимир Малевич, футуризм, Михаил Матюшин, Велемир Хлебников, Андрей Россинский, Победа над Солнцем, Театро, Димитър Бакалов

Previous post Next post
Up