Пассажиры метрополитенов малознакомых городов, особенно сложных и разветвленных, часто задаются вопросом "Где я?" И если в схемах на станциях вполне можно отметить текущее местоположение, то в подвижных вагонах человеку самому приходится выяснять, где он сейчас и сопоставлять эти данные с приклеенной к стене схемой.
Уходит время статичных схем в вагонах метро. В новых поездах в Москве уже не первый год есть световые красные указатели станций, которые выглядели довольно загадочно, пока отсутствавали наклейки с подписями к ним.
В других городах они могут выглядеть органичнее - как встроенные в схему линии светодиоды:
Есть и более продвинутые дисплеи, когда показываются названия нескольких ближайших, а также конечной станции и время, оставшееся до каждой из них.
Но японские дизайнеры (а в Токио самое сложное и загруженное метро) оказались недовольны тем, что схемы на стенах трудно разглядеть за людьми в часы пик и что по ним нельзя понять точное положение поезда и предложили перенести индикацию на потолок вагона.
Дисплеев, позволяющих реализовать эту идею, пока еще нет, но если "электронная бумага" станет через несколько лет цветной, большой и недорогой, то потолок можно будет использовать и для навигации, и как дополнительную рекламную площадь. А у пассажиров появится повод размять шею в пути.