Судоходство в Арктике развивается быстрыми темпами с увеличением разработки арктического шлейфа и добычи полезных ископаемых за полярным кругом.
Госдумой Российской Федерации был принят
законопроект, который регламентирует порядок прохода иностранных судов по Русской Арктике.
Еще до украинского кризиса, Россия совместно с Соединенными Штатами Америки вела переговоры по сотрудничеству в области развития судоходства по северному пути, сейчас перспективы создания соглашения о грузо- и пассажирских перевозок в Арктике до сих пор остается актуальной, однако вопрос реализации данного сотрудничества стоит под вопросом, а создание нормативно-правовой базы, регулирующей международные перевозки в Арктике необходимы уже сейчас, в соответствии с резолюцией Международной морской организации.
Еще одним важным фактором в пользу развития судоходства в Арктике является глобальное потепление. Несмотря на то, что это долгий многолетний процесс, но по самым смелым оценкам экспертов, Северно-ледовитый океан будет пригоден для судоходства в летнее время уже к 2030 году.
Российский законопроект не только устанавливает порядок получения разрешения на осуществление пассажирских и грузовых перевозок по Русской Арктике, но и устанавливает тарифы взимаемые за материальную ответственность судовладельцев и спасателей, которая будут увеличена более чем на 50%.