Сегодня, продолжая свой рассказ об острове расскажу о его транспорте, потому как один из самых частозадаваемых вопросов касается того, как же мы до материка добираемя. В рассказе буду упомянать только о тех видах, которые были в моем детстве и есть до сих пор, современные катера и снегоходы Вы можете увидеть на любом форуме данной тематики, но как на озере, так и на самом острове они, безусловно, присутствуют.
пристань "Чайкин берег" города Осташков, к которой пришвартованы "Байконур"(слева) и "Брянск"
Итак, часть первая. Пассажирские теплоходы.
Главным видом транспорта на острове Городомля являются теплоходы или, так называемые, речные трамвайчики. Все они выкрашены в белый цвет и носят названия, начинающиеся на букву "Б". К сожалению, я абсолютно не имею понятия с чем связана такая любовь к этой букве).
теплоход "Блестящий", проект 544. Раньше такие ходили и по Москве-реке, да и сейчас еще они сохранились в небольших количествах.
Технические данные теплоходов проекта 544:
Длина - 27,2 м;
Ширина - 4,8 м;
Осадка - 0,9 м;
Водоизмещение - 53 тонн;
Судовая силовая установка - дизельная тип «64СП 15/18 (3Д6)»
Мощность - 150 л. с.;
Скорость - 10 узлов;
Количество пассажиров - 145 человек(на самом деле набивается значительно больше);
Экипаж - 3 человека;
Года до 1998 они составляли основу Городомельского флота, раз по 10-15 в день возя народ в Осташков и ближайшие деревни.
Это "Братск", жить ему осталось очень и очень недолго.
на зимовку катера вытаскивали на сушу, обязательно красили и проводили ТО.
на носу у многих теплоходов оборудован трап, что позволяет приставать и высаживать пассажиров практически на любом берегу.
"Брянск" (не знаю проекта) от предыдущих, по сути, отличался чуть большей скоростью хода и наличием крытых верхних палуб. Верхние каюты негласо были разделены на женскую(переднюю) и мужскую.
пасмурная погода.
"Былина" у пристани на Городомле.
"былина" и "байконур" это уже проект р-51.
Технические данные теплоходов проекта Р-51:
Длина - 38,2 м;
Ширина - 6,5 м;
Осадка - 1,2 м;
Судовая силовая установка - дизельная;
Мощность - 350 л. с.
Скорость - 13 узлов;
Количество пассажиров- 240 человек;
Экипаж - 5 человек;
Зиму они проводят вот так (тут можно видеть большую часть островского флота).
Часть вторая. Вспомогательные суда.
В последнее время на острове шло довольно активное строительство, естественно необходимо было привозить технику и строематериалы, кроме того у жителей острова есть личные авто, а так же в поселке работают автомобили коммунальных служб, которые время от времени необходимо перевозить на материк и обратно. Этим целям служат паромы:
главный труженик паром "Байкал". Он может одновременно перевозить пару грузовиков, груженых кирпичем. Шлюпкой на нем Прогресс-2.
"Бригантина" используется в основном для перевозки продовольствия. Так же с нее любят прыгать в воду местные ребятишкию На фото видна небольшая част пляжа.
для нужд администрации используют катер проекта КС-110 "Бирюса". на фото лодочная станция, где за 100р. сдают в аренду на час ялик (весельную лодку) или катамаран.
Длина габаритная, м. 13,32
Ширина габаритная, м. 3,22
Высота борта на миделе, м. 0,98
Осадка при полном водоизмещении, м. 0,45
Водоизмещение полное, т. 10,33
Пассажировместимость, чел. 12
Спальных мест 8(10)
Мощность, кВт (л.с.) 184(250)
Скорость, км/ч 31-33
Запас топлива, л. 1000
Очень удобный, быстрый и приятный в управлении катер. Благодаря водометному движетелю и плоскому дну может подойти к любому берегу. Идеален для встречи гостей, выездов на мероприятия или прогулок.
Руководство завода, насколько я знаю, используют для этих целей катера на подводных крыльях проекта волга. Называются "Бриг" и "Быстрый", катера очень классные, с волговскими движками и разгоняются примерно до 80 км/ч.
Это "Бам", я ни разу не видел его на воде, но излазал в детстве вдоль и поперек.
А это ледокол "Борец" на летнем обслуживании, раньше был еще и "Боец", он был побольше и очень красивого кремового цвета, но его списали и порезали на метал. Поздней осенью и ранней весной, когда лед еще недостаточно крепок для автомобилей и снегоходов, но опасен теплоходам ледокол просто незаменим, продукты, например, только на нем привезти и можно.
Навигация продолжается благодаря "Борцу"
Акватория очищена ледоколом.
Раньше заводу принадлежал катер на воздушной подушке класса "Гепард", но из-за его шумности, большого расхода топлива, неэффективности(перевозил всего 4 человека) и сложности в управлении его продали.
Часть третья. Личное
личный водный транспорт на острове представлен в основном мотолодками Прогресс всех модификаций, Казанка-м5, крым, воронеж, иногда Днепр с моторами Вихрь-30, Нептун-23, реже Москва и Ветерок , а так же ялики.
Казанка и особый вид лодок, так называемая "Селигерка" - самодельная лодка, котроые повсеместно распространены на озере. Обычно оснащается 2-х тактным двигателем и дистанционным управлением в виде шеста, соедененного с рулем.
Рыбинспектор на прогрессе с нептуном, 70-е годы.
На озере активно развиваетя гребной спорт. Фото 1938 года.
Часть четвертая. Сухопутный транспорт
Напоминаю, что о том, что все видели и знают исать не буду, поэтому автомобили и серийные снегоходы всех марок пропустим.
Съезд с острова и дорога на Осташков по льду. Когда лед достаточно толстый чистить ее выезжает бульдозер.
Зил-157 тянет специально оборудованныесани. Так до 80-х годов возили рабочих на предприятие, пока такой способ перевозки не посчитали слишком опасным.
Рыбаки и охотники чаще всего используют самодельные вездеходы на шинахпониженного давления. В основном, схема традиционная - трицыкл с основными узлами и агрегатами, в остальном - полная свобода фантазии:
Первый. часто переднее колесо на зиму заменяют лыжой
Второй.
Третий.
Четвертый... Пожалуй, хватит, а вобще, у нас подобного рода творения называются "шишкотрясами"))).
В основном, это все, что я хотел рассказать о транспорте. Вопросы и предложения приветствуются.
Продолжение следует...