Нефтяной оптимизм

Oct 31, 2011 11:03


На сайте The Washington Post - интересная статья Даниэля Ергина о переменах в мировом нефтяном порядке. Интересная не столько приводимыми фактами - они в большинстве хорошо известны любому интересующемуся. А скорее тем, как меняется взгляд на положение с нефтью.

Автор явно смотрел на циферки с пониманием, но он изо всех сил старается приводить нам их поменьше, а вместо них поразить нас неожиданными анекдотами и выводами. В детстве меня такой подход просто выводил из себя. Нет, чтобы дать нам сами данные, а уж мы-то сообразим, какой у них смысл. В открытой советской литературе о западной экономике многие данные были недоступны - например, объём валового продукта. Зато авторы обильно дразнились запутанными косвенными данными - в такой-то стране ВВП в таком-то году был X% от вон той страны, а объём вот этой экономики за десять лет упал с Y% до Z% от всей экономики Европейского Союза, к которому за это время, правда, присоединились вот эти страны. Авторы как будто хвастались, что им доступны прямые данные, но они нам не могут их привести, а только намекнуть. Я упорно просиживал часы в университетской библиотеке, стараясь по намёкам и относительным циферкам из разных источников восстановить абсолютные. Сегодня такое ослиное поведение ни к чему - вожделенными циферками интернет так и кишит.

По такой табличке, как тут наверху, можно, например, дразниться, что среди семи стран, которые добывают больше всего нефти, только одна арабская. Забавно, если показать и саму табличку. Издевательство, если нет.

В статье нам говорят, что бразильские океанские резервы - "огромные", что в Венесуэле добыча упала "на 25%" за время правления Чавеса и так далее. По старой привычке от таких фраз меня начинает трясти от злости. Но сегодня каждый может легко посмотреть на настоящие циферки. Моя табличка - только маленький пример того, что можно найти в отчёте BP. А злиться на Ергина - неправильно, он не дразнится, а просто пытается подстроиться под читателей, которым с циферками трудно.

Статья рассказывает, что "в течение пяти десятилетий" "центр мировой нефтяной карты" был на Ближнем Востоке. Что американцы ожидали непрекращающегося увеличения доли импорта оттуда в общем потреблении нефти. И что в семидесятые и восьмидесятые было принято говорить о туманной "западно-полушарной энергетической политике" - то есть, о надежде полагаться в будущем на мексиканскую и венесуэльскую нефть, а не на ближневосточную. Но добыча в этих двух странах уменьшается и уже давно понятно, что полагаться на них нельзя. Даниэль Ергин приводит забавную историю, как однажды к нему пришёл экономический советник какого-то кандидата в президенты США, с вопросом от своего босса "Я всё время говорю речи о западно-полушарной политике, так вот, не могли бы вы поспрашивать и выяснить, что, собственно, я имею в виду?".

А теперь, "совершенно неожиданно", появились новые источники нефти. Особенно битуминозные пески канадской провинции Альберта, бразильские глубокие океанские запасы и горючие сланцы в Северной Дакоте и Техасе. Получается, что в будущем главными производителями нефти в западном полушарии будут Канада и Бразилия, а не Венесуэла и Мексика. Ну и США, конечно - прогнозы о конце нефти там, как обычно, оказались преждевременными.

Все эти новые запасы требуют развития сложных технологий добычи. Ергин упоминает о прорыве в бразильской технологии - "чистая математика", новый алгоритм, который позволил "смотреть" сквозь соляные слои. Говорит, что мир изменился не из-за американских государственных усилий или болтовни о нефтяной независимости, а "почти случайно". Не "запланированно", а через "сочетание независимых инициатив и технологических прорывов".

Шутит, конечно. Во всей статье ни разу не упомянуто слово "цены".

Ергин говорит, что в Западном полушарии нефть будет "течь с севера на юг и с юга на север", а ближневосточная нефть будет во всё большей степени экспортироваться в Восточную Азию. Интересно. Но по его мнению это значит, что теперь не Америка, а Китай будет заинтересован в ближневосточной стабильности. Это мне кажется неправильным. Ведь рынок - один. Неважно, что Америка будет импортировать бразильскую нефть, а Китай - саудовскую, а не наоборот. Трудности с поставками в одном районе поднимут цены повсюду.

А ещё мне кажется, что неправильно считать, что бразильская и канадская нефть будут важнее венесуэльской. Ведь Чавес с его разрухой не вечен, а запасы нефти в Венесуэле - громадные, хе-хе, больше, чем в Канаде и в Бразилии вместе.

география

Previous post Next post
Up