nu57 мне много рассказывала про голландцев, которые учились у итальянцев, и кто из них и как использовал перспективу, про камеру обскуру и всё такое. Но я всё забыл :-). Тем не менее, помню, что идея перспективы развилась в Италии XV века, и наверняка была связана с "наукой" того времени. Художники не сами по себе изобрели перспективу гениальным творческим гуманитарным озарением, а слямзили у учёных (правда, кое-кто из них, небось, был художником и учёным одновременно).
Так что наше с nu57 подозрение, что идею "намеренного и последовательного искажения животных форм" художники тоже слямзили у учёных, вполне подтверждается их "track record".
Скучные кроманьонцы рисовали зверей удивительно реалистично. У всяких там древних египтян и греков были кентавры, химеры и сфинксы (трудновато считать их животными, правда). Но эти были "мифические" и "составные". "Нормальных" зверей - кошек, крокодилов, львов и быков - египтяне рисовали "реалистично", кажется. Искажения были, но не "намеренные", а просто стилистические. Религиозная живопись потом тоже развивалась (например, иконы), но это тоже была эволюция стиля. Эволюция животных форм - это, мне кажется, совсем другое.
А намеренно искажённо рисовать обычную кошку или лошадь - кажется, Гранвилль (1830-ые) был одним из первых. У него изменения форм ещё очень скромные. А потом пошло-поехало.
> идея перспективы развилась в Италии XV века, и наверняка была связана с "наукой" того времени. Художники ... слямзили у учёных
Кажется, в конце 14-го века на итальянский была переведена книжка Аль-Хасана (10 в.) про оптику, с подробным математическим анализом перспективы, и художники Ренессанса использовали её вкривь и вкось, как здесь говорится о Гиберти, "verbatim and at length".
А у Паоло Уччелло, одного из первых изУЧЕЛЛателей перспективы, есть такая, по-моему, совершенно сумасшедшая картинка, предвестник Эшера.
А почему сумасшедшая - непонятно, куда все бегут? Про перспективу - да, тут настоящий союз алгебры и гармонии. Учительница рисования наших детей им здорово объяснила - дала им нарисовать на стекле то, что через него видишь. Она в прежней жизни физик :)
Не знаю, у меня от неё сумасшедшее ощущение - много людей, бестолково передвигающихся в строго правильном геометрическом ландшафте, как в фильмах ужасов, где герою снятся бесконечные повторяющиеся лестницы и двери.
Со стеклом, точнее, с зеркалом, это проделывал Брунеллески, архитектор кафедрального собора во Флоренции. Он обрисовывал контуры разных зданий Флоренции на зеркале и показывал, что их продолжения сходятся на горизонте. Благодаря этой демонстраци многие итальянские художники поняли перспективу.
Так что наше с nu57 подозрение, что идею "намеренного и последовательного искажения животных форм" художники тоже слямзили у учёных, вполне подтверждается их "track record".
Скучные кроманьонцы рисовали зверей удивительно реалистично. У всяких там древних египтян и греков были кентавры, химеры и сфинксы (трудновато считать их животными, правда). Но эти были "мифические" и "составные". "Нормальных" зверей - кошек, крокодилов, львов и быков - египтяне рисовали "реалистично", кажется. Искажения были, но не "намеренные", а просто стилистические. Религиозная живопись потом тоже развивалась (например, иконы), но это тоже была эволюция стиля. Эволюция животных форм - это, мне кажется, совсем другое.
А намеренно искажённо рисовать обычную кошку или лошадь - кажется, Гранвилль (1830-ые) был одним из первых. У него изменения форм ещё очень скромные. А потом пошло-поехало.
Reply
Кажется, в конце 14-го века на итальянский была переведена книжка Аль-Хасана (10 в.) про оптику, с подробным математическим анализом перспективы, и художники Ренессанса использовали её вкривь и вкось, как здесь говорится о Гиберти, "verbatim and at length".
А у Паоло Уччелло, одного из первых изУЧЕЛЛателей перспективы, есть такая, по-моему, совершенно сумасшедшая картинка, предвестник Эшера.
Reply
Про перспективу - да, тут настоящий союз алгебры и гармонии. Учительница рисования наших детей им здорово объяснила - дала им нарисовать на стекле то, что через него видишь. Она в прежней жизни физик :)
Reply
Со стеклом, точнее, с зеркалом, это проделывал Брунеллески, архитектор кафедрального собора во Флоренции. Он обрисовывал контуры разных зданий Флоренции на зеркале и показывал, что их продолжения сходятся на горизонте. Благодаря этой демонстраци многие итальянские художники поняли перспективу.
Reply
Leave a comment