Печаль и фарс

Feb 11, 2011 10:36


В новостях пишут (вот и вот), что тасманские аборигены ожидают массовых арестов. Они протестуют против строительства куска шоссе, потому что строители обнаружили на пути археологические артефакты. Этот конфликт мне очень понятен, у нас в Израиле такое случается часто, ведь у нас тут где ни копни - всюду что-нибудь археологическое. Правда, у нас традиционалисты обычно беспокоятся о правильном перезахоронении или о том, чтобы вообще не трогать могилы. А археологи, наоборот, всё хотят изучать. Так что со строителями дорог у нас обычно ругаются две группы. Они ругаются по-разному, а ещё они ругаются между собой. А в Тасмании, оказывается, аборигены как раз хотят, чтобы археологи всё изучали. И это понятно, ведь о прошлом Тасмании известно мало, каждая крупица важна. Кстати, тасманская река, около которой нашли артефакты, называется Иордан.

Лидер их движения, Майкл Манселл, воинственно заявил - "Мы будем бороться с ними на пляжах, мы будем бороться с ними на дорогах, и мы будем бороться с ними в местах нашего культурного наследия!". Я его понимаю - сохранение культурного наследия его многострадального народа ему очень важно. Он считает, что правительство Тасмании относится к его культуре наплевательски и справедливо возмущён этим. Он хочет привлечь внимание общественности к этому. А его тон, пусть и слишком воинственный на мой вкус, это не призыв к насилию, а просто воодушевляющая политическая риторика. И потом, эта воинственность ведь вполне в духе той самой культуры, за сохранение которой он борется.

Только одно мне непонятно. Я думал, что последние тасманские аборигены умерли в конце XIX века. Их языки забыты, их культура - в прошлом. На старой фотографии сверху (~1860 год, из Википедии) - последние четверо. Откуда же взялись массы протестующих?

История тасманских аборигенов - печальна. Пока не кончился ледниковый период, Тасмания была соединена с Австралией и люди там обменивались, мигрировали и учились друг у друга. Множество находок подтверждают сравнительно высокий уровень охоты и рыболовства в Тасмании 15-20 тысяч лет назад. Но потом океан поднялся, связь с материком прервалась и тасманцы стали постепенно забывать то, чему научились вместе с австралийцами. Они разучились ловить рыбу, перешли от костяных инструментов обратно к каменным и так далее. Число людей там сократилось, племена вели войны между собой. Когда в Тасманию пришли европейцы, там оставалось только несколько тысяч аборигенов. Новые болезни и войны с европейцами ускорили этот процесс, в течение XIX века аборигены вымерли.

Но кто же тогда там протестует? К кому наплевательски относятся власти? Кто такой этот воинственный Майкл Манселл?

Сам он утверждает, что происходит от тасманских аборигенов как с папиной, так и с маминой стороны (папа и мама - из двух разных кланов с северо-востока Тасмании). Ну, и европейцы среди его предков тоже есть. Как это получилось?

Оказывается, несколько местных женщин были похищены охотниками на тюленей - европейскими моряками, поселившимися на небольших южных островах. Конечно, ничего от тасманских языков или культуры в этих семьях не сохранилось. Но сегодня белые потомки тех чёрных женщин чтут своих прапрабабушек и считают себя тасманскими аборигенами. Таких аборигенов теперь есть несколько тысяч.

В статейке Википедии о лидере тасманских аборигенов Майкле Манселле нет фотографии. Непонятно почему - в других местах их много. Судите сами - вот он тут внизу.




география, археология, политика

Previous post Next post
Up