Поговорить не с кем

Nov 23, 2010 18:10


Альберт Эйнштейн меня здорово раздражает. У него много заслуг, он был гениальным физиком, написал замечательные и важные "долгоиграющие" статьи, сыграл большую роль в изменении наших представлений о физическом мире, которое произошло в первой половине прошлого века. А ещё он написал удачное письмо Рузвельту. И вообще, у него были всякие взгляды на самые разные темы, многие - правильные, другие - нет.

Например, в 1949 году он объяснил (Why Socialism?), что социалистическая, плановая экономика с общественной собственностью на средства производства - единственный и правильный способ победить тяжёлые пороки капитализма. Важно, правда, оговорить, что его мотивы были гуманистическими, он считал, что капитализм подавляет индивидуализм. Он не был поклонником советской версии социализма, репрессий или всеподавляющей бюрократии. В общем, он был обычным сыном своего неприятного времени. Он был гениальным учёным и интересным человеком, но, например, в экономике или политике понимал не лучше других.

Как известно, он ещё был весьма неприятным человеком. Например, у него были тяжёлые отношения с первой женой и с родными детьми. Он так и не перевёл им свои нобелевские деньги, несмотря на то, что это было условием развода, а по поводу больного сына, которого никогда не навещал, писал, что "лучше бы он не родился". В переписке со второй женой и с приёмной дочерью он открыто обсуждал свои многочисленные измены. Конечно, если бы он был просто гениальным физиком, каких много, никому не было бы дела до всех этих историй.

Но Эйнштейн подаётся эдаким всеобщим гением, мировым гуру, добрым мудрецом с седой шевелюрой, примером для подражания, персонифицированной наукой. И этот самовлюблённый тип был вполне доволен таким образом и сознательно его создавал. Гадость.

И всё же, моя неприязнь к образу Эйнштейна не тянет и на десятую долю омерзения от "Махатмы" Ганди.

Когда-то (кажется, зимой 1987-8) фильм Ричарда Аттенборо "Ганди" произвёл на меня большое впечатление. Бен Кингсли - отличный актёр. Но уже тогда было более или менее понятно, что это настоящая нечестная пропаганда, причём удивительного и нового для меня тогда сорта. Слишком уж от образа Ганди несло агиографией, с вонючим ленинским вариантом которой я был так хорошо знаком. Слишком уж демонически подавался там его соперник, папа Пакистана Мухаммад Али Джинна. Слишком уж отчётливо, чтоб никто не пропустил, выделялись там известные высказывания Ганди (указание индусу, убившему мусульманина, "найти мусульманского мальчика-сироту и воспитать его в исламской вере", или, на вопрос, что он думает о цивилизации Запада - "это была бы неплохая идея"). Даже тогда мне было очевидно, что всем своим успехом он обязан симпатичным качествам своих врагов-англичан. Если бы ему пришлось иметь дело с немцами (на вопрос о сопротивлении которым он в фильме молчит) или, что было более вероятным, с японцами, то от него и от его идеологии ненасилия-ахимсы остались бы рожки да ножки. И, так как он был мальчиком из элитарной семьи, хитрым адвокатом с лондонским образованием, а вовсе не индийским деревенским святым, он это отлично понимал.

Да что там японцы! В 1897 году в Дурбане на молодого адвоката Ганди напала толпа африканеров. Они забрасывали его тухлыми яйцами и даже камнями. Он бы совсем пропал, но проходившая мимо жена начальника местной полиции прикрыла его своим зонтиком. С помощью этого зонтика смелая женщина довела Ганди до дома его друга. А потом её муж, начальник полиции, вывел Ганди оттуда мимо толпы, переодев полицейским. Если бы не имперская полиция, мир бы так и не узнал своего величайшего лидера. Ганди потом с удовлетворением отметил, что инцидент добавил к его адвокатской практике. Позже, уже превратившись в святого, Ганди описал это исключительно в терминах своего самообладания и Божьей помощи - видно, забыв про спасших его британцев.

В реальности Ганди о немцах совсем не молчал. Он говорил о них самое разное - от условного одобрения войны с ними (чуть ли не вопреки собственной raison d'être) и до пропаганды абсолютного ненасилия. В переписке 1938-9 годов с Мартином Бубером он предлагал евреям, которым он "симпатизировал" и даже сравнивал их положение с бесправием индийцев в Южной Африке, начать организованную кампанию ненасильственного гражданского неповиновения немцам, не пытаться уклониться от своей судьбы. Понятно, что это приведёт к их уничтожению, но тем самым они подтвердят свою избранность и спасутся для своего Бога, пусть и рукою тирана. Кроме того, их пример вдохновит тех немцев, которые не согласны с нацистами. Бубер не был убеждён.

Так что мнение Эйнштейна о Ганди меня почти не удивило. "Вы показали своими работами, что успех без насилия возможен даже против тех, кто сам насилие не отбросил". Ганди вежливо отвечает "Для меня огромное утешение, что моя работа находит одобрение в Ваших глазах". После чего все должны прослезиться в умилении, ведь это два самых великих человека своего века. Хорошо, хотя бы, что это только 1931-ый год и Эйнштейн пишет из Германии. Несмотря на личное приглашение Ганди, умный Эйнштейн через два года почему-то уехал в Америку, а не в Индию. Он пережил нацизм под защитой английских и американских военных. Но и в 1939-ом году Эйнштейн пишет хвалебное о Ганди и "его влиянии на весь цивилизованный мир". И даже в 1950-ом Эйнштейн повторяет: "В целом, я верю, что взгляды Ганди были наиболее просвещёнными из всех современных политиков". От счастливо и вовремя уехавшего из Германии еврея это звучит просто омерзительно.

Ганди верил в самообеспечение Индии. Когда в 1944-ом жена Ганди умирала от пневмонии и британские врачи настаивали, что ей надо вколоть пенициллин, Ганди раз за разом запрещал использовать это чужое, западное лекарство. Правда, чуть позже он проявил некоторую непоследовательность. Всего через полтора месяца после смерти жены он сам серьёзно заболел малярией. В этом случае его каким-то образом удалось уговорить принять чуждое индуизму лекарство хинин, так что он выздоровел. А в 1924-ом году, когда у него был аппендицит, он даже позволил британским врачам выполнить над его индийским телом варварскую операцию по отсечению аппендикса. Впрочем, Ганди всегда был непоследовательным, ведь последовательность - тоже чуждый настоящему индусу западный образ мыслей. Ганди вместо этого прислушивался к своему внутреннему голосу.

Ганди считал, что воздержание (брамахчарья) укрепит его дух. Чтобы особенно хорошо укрепить его, он, когда ему уже было за семьдесят, практиковал еженощное испытание возлежанием в объятиях очень молодых девушек, которые каждый раз истерически боролись между собой за право приласкать великого человека. Нехорошее слово "культ" возникает тут перед глазами, но мы досадливо отмахиваемся от него. По словам Ганди, он проводил ночи и со своей внучкой (кажется, он имел в виду Ману - внучку своего брата). А по утрам он ставил девушкам очищающие клизмы, а они ставили клизмы ему. За этим стояло целое мировоззрение - говорят, он написал об экскрементах больше, чем об индийском самоуправлении.

Днём Ганди голышом принимал массаж от тех же девушек в течение часа. Испражнялся он регулярно и продолжительно, принимая при этом посетителей. Ученикам своим он прописывал лечение порошком, приготовленным из священного коровьего навоза. Мы не можем надеяться понять тонкости индуистского мистицизма и важную роль экскрементов в нём. Но мы можем вспомнить, что именно этого человека Эйнштейн назвал самым просвещённым в мире.

В реальности Ганди просто был политиком. Возможно, самым важным политиком в огромной стране. Далеко не худшим из политиков. За свою долгую и очень активную жизнь он написал удивительно много, а в последние его десятилетия ученики к тому же записывали за ним всё, что он говорил. При желании там можно найти что угодно. Всё это нужно рассматривать в контексте времени и событий. Среди его мотивов был не только мистический внутренний голос, но и борьба за власть и борьба фракций в Конгрессе, противостояние с Исламской Лигой и с британцами, личные симпатии и антипатии, мелкие и крупные ссоры с соратниками, самопрославление среди неграмотных миллионов, банальная жажда власти. Его непоследовательность, необычная для святого в нашем понимании, совершенно естественна для политика.

Оказывается, он говорил немало совершенно расистского в свой южноафриканский период. И даже хотел воевать на стороне империи - просветление о ненасилии он обрёл позже. И он не считал злом кастовую систему в Индии или апартеид в Южной Африке. Среди его критиков можно встретить утверждения, что и в период святости он иногда пропагандировал насилие. Например, что ужасную межконфессиональную резню он считал полезной, а войну с Пакистаном - справедливой. И что он одобрял своего соратника, соперника и протеже Субхаса Боса, когда тот коммандовал армией индийских дезертиров, воевавшей против англичан на стороне японцев. Я не нашёл подтвержений этим нападкам (о резне, Пакистане и Босе), мне кажется, что это неправда, в отличие от остальных нелестных утверждений.

Если бы Ганди был просто исторической фигурой, политиком, нам не было бы дела до его привычек и морали. Но его образ массированно канонизируется усилиями правительства громадной страны и усилиями "полезных идиотов" на Западе, вроде Аттенборо или, немного, Эйнштейна. Насколько я понял, полное собрание его сочинений и изречений находится под контролем индийского правительства и полностью доступно только наиболее подобострастным из многих сотен его агиографов. Из его образа вычищаются многочисленные подробности, которые могут показаться неприятными на Западе. Гадость.

По сравнению с этим мифологизация образа Эйнштейна - орешки. Неприятные подробности о нём доступны любому интересующемуся. Да не так уж они и страшны, если, конечно, отбросить явно преувеличенное представление о нём, как о примере для подражания, властителе наших умов, авторе современного мира.

В общем, наверное, к лучшему, что Эйнштейн так никогда и не встретился с Ганди. Но я очень жалею о невозможности другой встречи. Недавно один национальный лидер выразил шуточное сожаление о том, что он не сможет поговорить с Ганди. В самом деле - отличная мысль! Я думаю, что удачливый шпанёнок понравился бы великому шарлатану. Ганди принял бы его в процессе своей утренней дефекации. Первым делом он справился бы о состоянии кишечника своего гостя - именно так он приветствовал посетителей. Наверняка он предложил бы собственноручно поставить своему гостю очищающую клизму - он виртуозно это умел и делал это с удовольствием. Клизма руками великого учителя в присутствии всех сопровождающих весьма оживила бы дальнейшую беседу. А потом Ганди бы посоветовал северному гостю распустить все силовые структуры - пограничников, милиционеров, армию, различные службы и отряды, ну и заодно таможенников. И прекратить всю торговлю с бездуховным Западом, в том числе углеводородную, и отказаться от западных технологий. Правильный путь любой страны - самообеспечение и национальные традиции. А освободившиеся от углеводородов и оружия рабочие руки можно занять добычей берёзового сока.

Upd. Shit happens

http://www.monthlyreview.org/598einstein.php Why Socialism? by Albert Einstein
http://www.albert-einstein.org/.index9.html Einstein - Released Material, Hebrew University in Jerusalem
http://streams.gandhiserve.org/einstein.html Einstein on Gandhi
http://books.google.com/books?id=FauJL7LKXmkC Gandhi: the man, his people, and the empire,
by Rajmohan Gandhi
http://www.deshvidesh.com/Current_Issue/Desh-Videsh-October-2010/My-Life-is-My-Message.html My Life is My Message, by Prof. Rasoul Sorkhabi
https://www.commentarymagazine.com/viewarticle.cfm/the-gandhi-nobody-knows-6677?page=all The Gandhi Nobody Knows, by Richard Grenier
http://mohandasgandhi.wordpress.com/2009/07/19/mohandas-karamchand-gandhi-a-reevaluation-of-his-failures-misdeeds-and-sexual-antics/ Mohandas Karamchand Gandhi: A Reevaluation of his failures, misdeeds and sexual antics
http://www.yogaandhealthmag.co.uk/archives/Archive_2005/October_2005_contents/Einstein___Gandhi/einstein___gandhi.html Mahatma Gandhi & Albert Einstein
http://www.healthieryou.com/exclusive/chanceth0296.html Chance Thoughts - Gandhi and Einstein, by Sue Chance
http://www.cynical-c.com/archives/010689.html Gandhi's Hypocrisy

И краснеют, коль завидят шапку нашу невзначай - про три вторжения в Афганистан
Индия - родина слонов - про лживую империалистическую теорию арийского вторжения
Моционизм и Компульсивный Метафорит - великие умы о туманных метафорах и о ясноглазых свидетелях
Книжки - Амитав Гош - книжка бенгальского писателя об Индии времён Ост-Индской кампании
Поговорить не с кем - о культе Ганди и заодно о культе Эйнштейна
Shit happens - навоз во зло и навоз во благо, или "является ли специалист по сортам навоза навозным специалистом?"
В затылки наши круглые глядят - о поводах для расизма, краткий обзор и рацпредложения
Баб-эль-Мандебский пролив - о великом Афганистане, с южных гор до южных же морей
Рикки-Тикки-Тави - о ружьях у индийцев времён британского Раджа
Родина слонов - новые сведения о древности индийской древности
Бал Тэкерей - некролог великому лидеру и герою любимой книжки
Люди и звери - о том, как власти раньше не могли остановить людоедов, а теперь не хотят
Мы с тобой одной крови, ты и я - о роли людоедов в индийской политике

политика, история

Previous post Next post
Up